Posted 18 июля 2010,, 20:00

Published 18 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:08

Updated 8 марта, 07:08

Сюрпризы акциза

Сюрпризы акциза

18 июля 2010, 20:00
Увеличение ставки акциза на автомобильное топливо приведет к росту конечной цены продукции на 0,4–0,6%, а доля расходов на оплату пассажирского транспорта в общем объеме потребительских расходов увеличится на 0,08%. Об этом сообщил в конце прошлой недели министр транспорта Игорь Левитин на заседании «круглого стола» по

В материалах Минтранса говорится, что при существующей цене на горюче-смазочные материалы (ГСМ) доля транспортной составляющей в конечной цене продукции составляет 10–15%. Министерство же предлагает заменить транспортный налог дополнительным увеличением акцизов в среднем на 3 руб. за 1 литр топлива в течение 3 лет. То есть в среднем топливо подорожает на 10% от нынешней его стоимости. Эта идея представляется «нормальной» и Минфину. Правда, министр Алексей Кудрин ранее говорил, что, если перекладывать нагрузку с транспортного налога на бензин, то предложенный Минтрансом акцизный «трояк» за литр должен быть не «в среднем», а максимальным.

Понимая, что от стоимости топлива на АЗС зависит не только толщина бумажника автолюбителей, но цены на другие товары, Минтранс рассчитал: увеличение акциза приведет к росту конечных цен на продукцию на 0,4–0,6%. То есть сущие пустяки. Правда, произведя по методике Минтранса нехитрые математические подсчеты на уровне школьной программы, можно убедиться, что увеличение конечной стоимости продукции с учетом роста цены ГСМ должно составлять не 0,4 –0,6%, а 0,1–0,15%. То есть еще меньше. Выходит, ошиблись чиновники? Увы, не все так просто.

С расходами автолюбителей все более-менее ясно. Удорожание бензина в среднем на 10% почувствуют те, кто больше ездит, а не те, у кого машина дороже. А вот расчет влияния повышенного акциза на стоимость других товаров у экспертов вызывает сомнения. «При перепродаже продукта от нефтеперерабатывающих предприятий через оптовиков до розницы цена бензина вырастет в разы выше заявленной, – сообщил «НИ» гендиректор центра «Финэкспертиза» Агван Микаелян. – Тот же эффект получит и себестоимость других товаров: чем чаще их будут перепродавать, тем больше раз в их стоимость будет включен акциз. То есть эффект будет мультипликативным и минимум даст прирост цены в 5–10%».

Насчет «ошибки», в которой мы заподозрили чиновников, у г-на Микаеляна объяснение простое. «Дело в том, что в разных товарах разная транспортная и «топливная» составляющая. Где-то она действительно равна 10–15%, но таких товаров крайне мало. К примеру, в угле, песке, щебне, бетоне – продукции, составляющей значительную часть нашего товарооборота, – она равна уже 30%. И таких товаров у нас большинство. Поэтому математической ошибки у Минтранса нет. Есть просто небольшое лукавство», – утверждает эксперт.

И лукавство это, убежден г-н Микаелян, рождено низким КПД в нашем дорожном строительстве и неэффективностью государственных расходов. Действительно, как вообще родилась идея замены налога акцизом? Налоговая служба вроде бы пожаловалась, что собираемость транспортного налога нынче не превышает 60%, то есть государство недополучает 20 млрд. руб. И Минтранс постоянно говорит о недофинансировании дорожного строительства и нехватке денег на текущий ремонт автотрасс. При этом власти больше не могут повышать ставку налога – каждая такая попытка в регионах приводит к массовым акциям протеста. Значит, нужно менять тактику. Пусть, например, не налог увеличивается, а «справедливо» дорожает топливо.

Правда, расчеты Российского налогового портала (РНП) показывают, что от отмены транспортного налога выигрывают владельцы мощных авто (500 л.с. и выше), которые теперь будут платить значительно меньшие суммы, нежели 75,75 тыс. руб. в год. А остальные – особенно те, у кого в гараже пылится менее 100 «лошадей», – останутся в проигрыше. Им придется постоянно мониторить свой пробег и считать каждый литр дорогого топлива, потому что их рентабельность в этом случае исчерпывается 500 руб. налога. «Особенно плохо придется владельцам классических вазовских моделей, которые при малой мощности потребляют большее количество бензина, чем иномарки, и выходят за показатель 10 л/100 км. Владельцы «ВАЗов», проезжающие в год свыше 15 тыс. км, определенно останутся внакладе», – говорится в аналитическом отчете РНП. Так что тех, кто на волне утилизации решил поменять старый автохлам на «классику», еще ждут неприятные сюрпризы.

"