Posted 18 июля 2007,, 20:00

Published 18 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:31

Updated 8 марта, 08:31

Топливо для выборов

Топливо для выборов

18 июля 2007, 20:00
Цены на бензин растут медленно, но верно. Как уверяли вчера журналистов эксперты топливного рынка, экономическая конъюнктура, как на мировом рынке, так и внутри страны, требует повышения стоимости горючего. Однако в то же время специалисты признают: в преддверии выборов государство не захочет раздражать автомобилистов.

Оптовые цены на бензин в России неизменно растут с середины марта, и эксперты предрекают продолжение этого роста, хотя он, по оценке исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, «уже приближается к критической точке». Из этого специалист делает вывод, что вероятность подорожания топлива не просто существует, но и очень велика. «Оптовые цены повышаются и съедают доходы компаний, торгующих бензином. Если так пойдет и дальше, то цена может повыситься и в рознице», – поясняет г-н Сергиенко.

Такой же прогноз дает и директор по развитию и маркетингу Центра исследования конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков «Кортес» Павел Строков. По его словам, из-за роста оптовых цен рентабельность розничной торговли упала до 10–15%. «Крупные компании смогут компенсировать свои убытки за счет других отраслей своего бизнеса, а независимые АЗС будут вынуждены поднять цены», – предрекает эксперт. Отметим, что доля этих независимых заправщиков достигает в стране 60%, так что их влияние на состояние рынка в целом недооценивать нельзя.

В качестве другого немаловажного фактора, который тоже повлияет на стоимость заправки, эксперты называют введение лицензирования АЗС Ростехнадзором. По мнению специалистов, это может вызвать подорожание бензина дополнительно на 4–6%. «АЗС искусственно причислены к промышленным объектам. Теперь придется получать две лицензии – как на пожароопасный объект и как на взрывоопасный», – рассказал Григорий Сергиенко. По его мнению, чиновники планомерно превращают выполнение своих государственных обязанностей в бизнес. Нужные бумаги можно получить, только пользуясь услугами определенных фирм, аффилированных с контролирующими органами. В результате получение лицензии по пожароопасности в МЧС обходится в 100 тыс. руб. для одной АЗС, а в Ростехнадзоре, который отвечает за взрывоопасность, цена вопроса поднимается до 400 тыс., а то и до 1 млн. руб.

Все эти факторы, по мнению экспертов, свидетельствуют о том, что с экономической точки зрения момент для повышения розничной цены бензина уже настал. «Ситуация сложная, так что цена должна расти», – заявил Павел Строков. И тут же добавил: «Но есть государство». Специалисты хорошо помнят совет министра экономического развития Германа Грефа, адресованный компаниям, занимающимся торговлей бензином.

Глава МЭРТ настоятельно рекомендовал им «в предвыборный год не играть с ценами».

Из этого можно сделать вывод, что в России экономические условия – это одно, а политическая конъюнктура – совсем другое.

А политика экономику слушает, но не всегда слышит. По словам г-на Сергиенко, если государство хочет снизить цены на бензин, оно должно снизить налоги. «В структуре розничной цены 55–57% составляют налоги, здесь резерв снижения цены – либо снизить акциз, либо НДПИ», – считает он. С экономической точки зрения это, конечно, так, но с политической – ничего этого делать вовсе не обязательно. Два года назад власть уже договаривалась с нефтепромышленниками о ценах на бензин. Договор действовал несколько месяцев, а потом топливо начало резко дорожать. Похоже, нынешней осенью все повторится. В этом случае подорожание, о котором вчера говорили специалисты, будет отложено до весны, когда уже весь выборный цикл в стране закончится.

"