Posted 18 июля 2004,, 20:00

Published 18 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Вот приедет барин

18 июля 2004, 20:00
В конце прошлой недели министр финансов России Алексей Кудрин в который раз припугнул региональные власти. По его словам, в тех субъектах РФ, где нестабильна ситуация с бюджетом, могут появиться финансовые управляющие из центра. Сегодня в список кандидатов на банкротство имеют шанс попасть, как минимум, 40 регионов.

По Бюджетному кодексу правительство может стать инициатором назначения временной финансовой администрации в регионе (сроком на один год), если просроченные долги достигнут 30% объема собственных доходов субъекта РФ. Пришествие внешнего управления санкционирует Арбитражный суд. Правда, есть исключение – внешнее управление не может быть введено, если еще не миновал год со дня избрания депутатов регионального собрания.

До сих пор не ясно, как будут отбираться эмиссары в регионы, кто туда поедет. Массовый поход во власть силовиков, собирающих свои экономические команды, дает весьма обильную пищу для размышлений. Между тем по истечении первого месяца столичные кризис-менеджеры должны предложить местной думе проекты законов, направленных на финансовое оздоровление. Если депутаты отклонят их, решением задач оживления региона станет заниматься Госдума. Даже при практически полной бесконфликтности и контролируемости нынешнего российского парламента нет гарантий, что дело решится в интересах того или иного субъекта РФ, а не близких к народным избранникам лоббистских групп. Ведь речь пойдет о судьбе вполне конкретных отраслей экономики, предприятий и их руководителей.

С одной стороны, при такой процедуре судьба губернатора незавидна. Он в добровольном порядке должен подписать постановление о введении в регионе временной администрации. Если чиновник не сделает этого в течение двух недель, то меры начнут действовать автоматически.

Однако, с другой стороны, губернатор сам вправе вводить внешнее управление в отношении районных и муниципальных бюджетов. Любопытно, что и на уровне субъектов РФ, и на уровне районов угроза внешнего управления часто возникает, а затем ликвидируется не только и даже не столько по экономическим причинам, сколько по политическим.

Так, не раз заходили разговоры о введении внешнего управления на территории Брянской области. Областной бюджет на этот год был принят с дефицитом почти в 11%. В будущем году местные финансисты уже планируют недостачу в 400 млн. или дополнительно 1,5% дефицита. Так что экономическая ситуация в регионе явно не блестящая. Это дало основания депутатам Госдумы от Брянщины Николаю Денину и Василию Семенькову (оба из фракции «Единая Россия») ставить вопрос о введении внешнего финансового управления в области. В ответ губернатор-коммунист Юрий Лодкин резко ослабил давление на «партию власти», и о банкротстве региона забыли. Зато сам тов. Лодкин, которому урок пошел впрок, принялся пугать банкротством нелояльных к нему глав районов. За последний год по прямому указанию губернатора в трех районах были проведены финансовые проверки с целью выявить «необходимость введения внешнего финансового управления».

Впрочем, опыт введения внешнего управления на городском уровне в России уже есть. В декабре 2001 года губернатор Самарской области Константин Титов взял под контроль бюджет города Самары. Несмотря на это, областная столица не избавилась от финансовых проблем. По экспертным оценкам, на 1 апреля 2004 года муниципальный долг с учетом начисленных процентов составлял 1,866 млрд. руб. В июне городской администрации пришлось выделить на зарплату учителям 15 млн. руб. из бюджетных средств, предназначенных на обслуживание банковских кредитов.

По мнению эксперта Института проблем государственного управления Высшей школы экономики Андрея Жулина, институт внешнего финансового управления сам по себе не уменьшит количество дотационных областей: «Некоторые проблемные регионы для этой цели сами меняли министра финансов на человека из соседнего субъекта РФ или специалиста из коммерческой структуры, – напомнил он «Новым Известиям». – Это не помогало, потому что здесь нужны политические решения, а не кризисное управление – наполняемость бюджета зависит в основном от того, выстроены ли у губернатора отношения с налогоплательщиками».

Вместе с тем, отметил специалист, кризисные управляющие в ранге вице-губернаторов уже успешно действуют в ряде регионов. На этот пост приглашают людей из бизнеса, даже из Москвы. «Но секрет их успеха в том, что они занимаются не всеми финансами сразу, а наводят порядок только в одной отрасли – агропромышленном комплексе или, например, в сфере безопасности», – полагает Андрей Жулин.

Конечно, лучшее для регионов средство сорваться с дотационного поводка – это богатеть самостоятельно, не дожидаясь приезда кризисных управляющих. Но в условиях, когда федеральная власть раз за разом возлагает финансовую ответственность за выполнение масштабных социальных программ на субъекты РФ, не считая даже нужным предварительно с ними посоветоваться, в обозримой перспективе это маловероятно.



Справка «НИ»

30 января 2003 года работники ивановских текстильных фабрик провели перед зданием областного Законодательного собрания митинг с требованием остановить распад текстильной отрасли. Митингующие вручили главному федеральному инспектору по Ивановской области письмо президенту РФ с предложением ввести в области прямое президентское правление.

В июне 2002 года глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс предложил ввести прямое федеральное правление в Ульяновской области, власти которой не справлялись с острым энергетическим кризисом, вызванным неплатежами потребителей за электричество.

В июне 2001 года глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс предложил ввести прямое федеральное правление в Приморском крае. Это было связано с кризисом неплатежей, парализовавшим энергетику региона. В разрешении проблемы пришлось принять личное участие тогдашнему главе российского правительства Михаилу Касьянову. Однако Кремль ограничился переводом исполнения краевого бюджета в Федеральное казначейство.

"