Posted 18 июня 2006,, 20:00

Published 18 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:15

Updated 8 марта, 09:15

Монополия для своих

18 июня 2006, 20:00
В конце прошлой недели Госдума приняла в первом чтении законопроект, предоставляющий «Газпрому» эксклюзивное право на экспорт газа. Депутаты обосновывают свое решение «необходимостью защиты экономических интересов РФ, исполнения международных обязательств по экспорту газа, обеспечения поступления доходов федерального б

Один из соавторов законопроекта депутат Николай Безбородов в разговоре с корреспондентом «Новых Известий» обосновал необходимость его принятия спецификой российской дипломатии. «Россия наконец начала использовать газ, как инструмент внешней политики, и пришло время узаконить это, – отметил народный избранник. – Мы бездумно приватизировали все в начале 1990-х годов, но пора возвращать государственный контроль. Ориентиром для нас могут быть в этом смысле Китай и Белоруссия. Вот Белоруссии-то как раз можно и поставлять газ по льготным ценам – все-таки это наш союзник».

Между тем Евросоюз уже давно настаивает на том, что Россия должна ратифицировать Энергетическую хартию, и, если это случится, в отечественном газовом секторе должна произойти существенная либерализация. Ранее министр финансов Алексей Кудрин также утверждал, что российские компании должны иметь равный доступ к трубе, пропорциональный объему их производства. И до, и после зимнего энергоконфликта с Украиной официальные представители России не раз выступали против газового шантажа, соглашаясь с основными принципами Энергетической хартии. Зато теперь, представляя законопроект, председатель думского комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев прямым текстом заявил: срочность его принятия определяется опасениями, что в ходе переговоров о вступлении в ВТО Россию могут заставить ратифицировать Энергетическую хартию. Выходит, риск потерять тотальный контроль над экспортом газа депутаты сочли важнее риска провала переговоров.

Одним из шести депутатов, проголосовавших против законопроекта, стал Сергей Глазьев, который, напомним, всегда поддерживал монополию государства на экспорт. Однако, ознакомившись с новым законом, он возмутился, что привилегированные права получает непрозрачная и неэффективная, по его словам, корпорация. Комментируя ситуацию «НИ», он практически слово в слово повторил то, что говорил в Думе: «Делегируя «Газпрому» монополию государства на экспорт газа, мы по сути дела делаем колоссальный подарок его акционерам. Если закон будет принят, благосостояние этой группы частных лиц весьма существенно возрастет».

Президент Совета по национальной стратегии Станислав Белковский также убежден, что заявленные депутатами цели достигнуты не будут. «Ни о каком усилении роли государства не может быть и речи. Имперские амбиции могут реализовываться только за счет политического влияния и авторитета, но и то, и другое Россия стремительно теряет на постсоветском пространстве, не добиваясь заявленных геополитических целей, – заявил «НИ» эксперт. – Усиление государства – лишь предлог, под которым в действительности усиливается корпорация, бенефициарами которой являются весьма известные персоны. Посредством нового закона эти лица укрепят возможность личного обогащения за счет того, что доступ к российским месторождениям будут получать строго определенные иностранные компании, такие, как «E.ON», – разумеется, не на конкурентной, а на коррупционной основе».

"