Posted 18 мая 2011,, 20:00

Published 18 мая 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:23

Updated 8 марта, 06:23

Охота на зайца

Охота на зайца

18 мая 2011, 20:00
Вчера Мосгордума приняла в первом чтении изменения в Кодекс об административных правонарушениях: штраф за безбилетный проезд в городском транспорте увеличивается со 100 руб. до 1 тысячи. У этой меры нашлись сторонники и противники как в самом депутатском корпусе, так и за его пределами. Одни считают, что, заплатив таки

Борьба с «зайцами» в транспорте стара как мир, однако никогда еще против них не вводили столь суровые меры. По данным столичных властей, сегодня около 30% пассажиров ездят без билетов, видимо, этим и объясняется такая строгость. Законопроект был подготовлен комиссией Мосгордумы по законодательству, а десятикратное увеличение штрафа предлагается внедрить на всех видах общественного транспорта: автобусах, троллейбусах, трамваях, метро и даже монорельсовой дороге. И не только за безбилетный проезд самого пассажира, но и за неоплаченный провоз багажа. Расплатиться на месте будет нельзя – нарушителю будут выдавать квитанцию. Кто не согласен – может жаловаться в суд. А если квитанцию не оплатить, данные на нарушителей будут передаваться в службу судебных приставов со всеми вытекающими последствиями.

Сейчас у столичных «зайцев» жизнь действительно довольно вольготная. С 2009 года контролерам запретили штрафовать безбилетников в автобусах, троллейбусах и трамваях – их можно только высадить. К тому же в скором времени турникеты из наземного общественного транспорта вообще исчезнут. Останутся лишь валидаторы – считывающие устройства для фиксации поездки и ее оплаты. Столичные власти уже проводили эксперимент, убрав на одном из городских маршрутов турникеты: количество безбилетников сразу же увеличилось в разы.

При принятии законопроекта в Мосгордуме развернулась бурная дискуссия. Резко против выступила фракция КПРФ, коммунисты пытались объяснить разработчикам документа, что зарплаты и уровень жизни горожан еще не достигли таких высот, чтобы так резко повышать штрафные санкции. Представили «Единой России» в свою очередь обратили внимание на то, что пенсионеры пользуются транспортом бесплатно, а зарплаты в городе растут: средняя уже приближается к 1 тыс. евро. Что касается незащищенных слоев общества, то они, по утверждению парламентского большинства, получают различные льготы и субсидии. Как это часто бывает, в пример была приведена Европа. В Великобритании штраф за безбилетный проезд на транспорте составляет 80 фунтов стерлингов, в Берлине и Париже – от 40 евро, если оплатить на месте, до нескольких сотен евро, если дождаться взыскания судебными приставами. Специально для коммунистов вспомнили и советские времена, когда проезд на трамвае стоил 3 копейки, а штраф для безбилетника был 1 руб., то есть в 33 раза дороже. Представители КПРФ на это ответили, что во времена СССР размер штрафа за безбилетный проезд составлял около 1% от зарплаты. В итоге «за» проголосовали 23 депутата, «против» – двое, воздержавшихся не было. В течение недели в документ еще могут быть внесены поправки перед следующим чтением.

Среди экспертов мнения также разделились. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин считает, что, заплатив один раз такой штраф, человек потом сто раз подумает, прежде чем вновь прыгать через турникет. «В России большинство штрафов носит символический характер, тогда как в других странах они значительно выше, даже в соотношении с высоким уровнем зарплат, – сказал «НИ» эксперт. – Для россиян 100 руб. – сумма совершенно нечувствительная. А вот тысяча – это вполне адекватный штраф. Один раз человека поймали – в следующий раз ему уже не захочется. Если это будет принято, выиграют все, особенно честные пассажиры, которые сейчас оплачивают проезд безбилетников».

Противники этой меры убеждены, что она оторвана от реальности. Кто будет платить такие деньги? Бывший депутат Мосгордумы, председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин полагает, что при существующем уровне коррупции на практике люди просто будут давать контролерам взятку 100–200 руб., на этом все и будет заканчиваться. И никто никого ловить не будет. «Зайцы» как были, так и останутся, зато профессия контролера станет очень популярной. «Тут даже обсуждать нечего, это понятно и так, – заявил «НИ» г-н Митрохин. – Люди будут просто откупаться. Город от этого вообще ничего не получит». По мнению бывшего городского парламентария, общественный транспорт мог бы стать в Москве вообще бесплатным, поскольку в своем нынешнем виде он не соответствует никаким стандартам качества. «Непонятно, за что люди платят, когда автобус бесконечно стоит в пробках», – пояснил свою позицию политик.

"