Posted 18 мая 2011,, 20:00

Published 18 мая 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:23

Updated 8 марта, 06:23

Пьеса для главы государства

18 мая 2011, 20:00
Вчера в Институте современного развития, который считается «мозговым центром» главы государства, состоялось публичное обсуждение подготовленного ранее учеными ИСОР доклада «Обретение Будущего. Стратегия 2012». У нынешней инерционной траектории будущего нет – ни «светлого», ни хотя бы приемлемого. К такому выводу пришл

Авторы доклада подчеркивают, что его задача – программирование принятия стратегических решений с учетом ограничений, которые накладывает электоральный цикл. Однако этих ограничений, похоже, набирается слишком много. «Проект модернизации практически не обеспечен политическими и реформаторскими технологиями, а структура и темп роста экономики поставленных целей достичь не позволят, – отметил советник ИНСОР Никита Масленников. – Для реальной модернизации нужно иметь рост не ниже 5,5–7% в год. А при нынешнем положении России в системе мирового хозяйства экономика может расти не больше, чем на 4,5% ежегодно до 2030 года. А чтобы реализовать 93 действующих стратегических документа и еще столько же, находящихся в разработке, правительству нужны не менее 300–350 трлн. руб. Такую сумму найти не удастся».

По мнению экспертов, основа нашей экономики – нефтегазовый сектор в ближайшие годы столкнется с серьезными трудностями: действующие месторождения иссякают, а мировой газовый рынок быстро трансформируется в сторону альтернативных источников. Инвестиционная активность, низкая уже сейчас, не сможет пойти в рост, если не будут реформированы рыночные институты и финансовый сектор. Нефтяные и институциональные «ловушки» постепенно превращаются в проклятие регулятивной среды – квалифицированной экспертизы принимаемых экономических решений нет, как нет и экономической политики.

В числе конкретных первоочередных рекомендаций исследователи выделяют необходимость изыскать дополнительные финансы за счет бюджетной реформы. Финансовый же сектор следует «заточить» под «длинные деньги», в частности, за счет формирования суверенного фонда «нового поколения», объемом не менее 60% ВВП, куда, помимо нефтегазовых, следует направлять также доходы от приватизации и управления госимуществом. Во время дискуссии прозвучало и мнение о том, что защита частной собственности с фокусом на инвестиции – это хорошо, но недостаточно для формирования новой структуры экономики. Такая ориентация не противоречит существующей нефтегазовой модели, которая не просто не исчерпала себя, а, наоборот, наращивает свой потенциал за счет строительства новых газопроводов. Именно этот «потенциал» и сдерживает структурные изменения экономики.

«В докладе ИНСОР экономика рассматривается не как механизм, для которого стратег прописывает маршрут и устанавливает, на какие кнопки нажимать, а как организм, – отметил на предварительном обсуждении руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. – Это важно, поскольку есть понимание, что необязательно экономика отреагирует на «нажатие кнопок» так, как планирует стратег».

В первой половине 2000-х годов шла борьба между бюрократией и бизнесом, окончившаяся полным разгромом последнего. По сей день бюрократия доминирует над бизнесом и обществом, подстроив экономику под свои интересы. В таких условиях инновационная деятельность невозможна – заблокирован вход на рынок для действительно достойных компаний и невозможен выход с него паразитирующих неэффективных фирм. В итоге при стратегическом планировании надо иметь в виду, что шансы на реализацию имеют только те реформы, которые не идут против интересов правящей бюрократии, считает Евсей Гурвич.

При том, что документ исполнен добротно и дает правильное направление развития нашей экономики, научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин призывает не приписывать ИНСОР команде президента Медведева и не противопоставлять его разработчикам «Стратегии-2020», которые причисляются к соратникам премьера Путина. «Мы этого различия не делаем, мы пытаемся осознать, с чем столкнулась страна: решение политических проблем, либерализация экономики, ограничение роли государства, анализ рынков, чья роль чрезмерна. В 2000 году после презентации программы Грефа администрация президента озаботилась преобразованиями в экономике, отбросив политическую составляющую. Но время показало, что мы не можем перейти к новому экономическому облику, не затрагивая политическую и правоохранительную системы», – подчеркнул ученый.

Евгений Ясин предлагает решение политических проблем начать с развития местного самоуправления: городам нужно дать самоопределение в налогообложении и расходовании доходов. «Другая мера: остановить моду на глобальные проекты – нам это не по карману. Наша задача – приблизиться к технологической активности за счет роста эффективности производства», – полагает эксперт. «В целом же доклад задиристый и более радикальный, чем принято в российской высшей сфере, – отметил г-н Ясин. – Он написан для того, чтобы помочь определиться и дать ориентиры президенту Медведеву. Но документ очень умеренный. Даже если сделать все, что там предлагается, неизвестно, достигнем ли мы результата».

"