Posted 18 апреля 2010,, 20:00

Published 18 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 02:20

Updated 8 марта, 02:20

Экономная экономика

Экономная экономика

18 апреля 2010, 20:00
Кризис внес серьезные коррективы в потребительское поведение людей. Ежегодное исследование Observatoire Cetelem показало: европейцы сегодня предпочитают не тратить, а делать сбережения. И что удивительно, особенно это стремление характерно для жителей Южной Европы и России, которые традиционно считались наиболее расточ

Согласно исследованию, в 2010 году более трети европейцев (34%) собираются больше копить. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на 12%. Что интересно, стремление делать сбережения охватило сейчас прежде всего Южную Европу, а именно Испанию, Португалию и Италию. Откладывать деньги намерены 47% испанцев (против 17% в прошлом году), 45% португальцев и 44% итальянцев. Но наши граждане в этом стремлении опередили всех: число желающих делать сбережения в РФ с 22% в 2009 году выросло в 2010-м аж до 63%.

«Люди поняли, что в условиях кризиса сбережения – это оптимальная стратегия, – пояснил «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Никто не застрахован от потери работы, но в тех странах, где люди не видят перспектив выхода из кризиса, доля тех, кто откладывает деньги «на черный день», растет особенно быстро. Экономика стран Южной Европы и России послабее, нежели в развитых европейских государствах. Поэтому люди там больше не тратят деньги налево и направо. Это абсолютно адекватная реакция на происходящее».

По мнению директора Института социальной политики и социально-экономических программ Сергея Смирнова, на изменение потребительского поведения россиян в некоторой степени повлиял и кредитный бум последних лет. Многие из тех, кто на него «повелся», встретили кризис, будучи по уши в долгах. Теперь же людям хочется иметь какую-то подушку безопасности. «До кризиса значительная часть россиян жила в долг, и очень многих испугала ситуация, когда надо было гасить проценты по кредитам на фоне ухудшения ситуации на рынке труда», – пояснил «НИ» эксперт. Таким образом, считает аналитик, кризис подтолкнул людей к социально ответственному потребительскому поведению. «Но с точки зрения восстановления экономики это не очень хорошо, – заметил г-н Смирнов. – Если средства будут мертвым грузом лежать на депозитах, то потребительские рынки восстановятся очень и очень не скоро». Напомним, что, по оценкам экспертов, потребительский рынок сократился за время кризиса на 30% и признаков устойчивого оживления пока не вызывает.

Что касается других европейских стран, то там таких резких скачков потребительских настроений не наблюдается. Например, если в прошлом году в Германии копить намеревались 18%, то сейчас – 22%, в Венгрии этот показатель вырос с 6 до 10%. А в некоторых государствах тяга граждан к накоплениям вообще ослабла: в Великобритании этот показатель снизился с 40 до 35%, в Бельгии с 40 до 31%, а во Франции остался практически неизменным – 30%.

Одновременно с этим европейцы в целом становятся экономнее в своих тратах. Так, если в конце 2008 года 82% немцев собирались в ближайшие месяцы расходовать денег больше, то в нынешнем об этом говорят только 40% жителей Германии. В Италии снижение составило 34%, в Испании – 24%. Что касается России, то у нас более половины (53%) граждан ожидают, что будут тратить больше. Но это, отмечают эксперты, отнюдь не признак расточительности. «Просто россияне предполагают, что цены все равно вырастут, инфляция все съест, – поясняет Дмитрий Янин. – Они, может быть, и хотели бы тратить меньше, но понимают: когда все дорожает, денег расходовать приходится больше, даже если потребитель стремится экономить».

Как бы то ни было, авторы исследования считают, что эра ненасытного, «одноразового» потребления, похоже, подошла к концу. Более того, в европейских странах набирает популярность новый тип потребления. Сейчас в Европе наблюдается настоящий взлет рынка товаров, бывших в употреблении. Среди наиболее востребованных на вторичном рынке – предметы культуры, автомобили, одежда и игрушки. По данным исследователей, больше всего бэушных покупок делают немцы, венгры и поляки, в то время как русские, португальцы и испанцы пока отстают по этим показателям.

Вместе с тем 57% европейцев считают, что, приобретая подержанные товары, рискуют быть обманутыми. Это мнение преобладает как раз в Испании, Португалии, и особенно в России (67%). В целом же по Европе б/у покупки считаются «хорошим способом покупать более качественные вещи». А для половины участников исследования это способ приобретать больше. Быстрое развитие Интернета и рост рынка подержанных товаров привели к появлению нового вида потребителя – «покупатель-продавец»: 39% европейцев (30% в России) уже продавали предметы культуры, а 38% – машины. С небольшим отставанием идут электробытовые приборы и одежда. В России 46% продаж приходится на телевизоры и hi-fi технику. «Исследование показывает, что намерения людей продавать подержанные товары со временем возрастает», – делают вывод аналитики Observatoire Cetelem.

"