Posted 18 марта 2008,, 21:00

Published 18 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:06

Updated 8 марта, 08:06

Великая топливная революция

Великая топливная революция

18 марта 2008, 21:00
Новости об очередных рекордах, которые ставят цены на нефть, уже никого не удивляют. «Черное золото» вполне обжилось за 100-долларовой отметкой и опускаться ниже пока не собирается. Однако платить все больше и больше тем, кто получил нефть в подарок от природы, мир не желает.

Джордж Буш настойчиво призывает активнее развивать «зеленую» энергетику в Америке. Другие страны Запада важность возобновляемых источников поняли уже давно, а прошлый год стал рекордным по инвестициям в альтернативную энергетику. И это дает результат. Россия, благоденствуя на нефтедолларах, отставать тут, тем не менее, не хочет. Все чаще и в нашей стране звучат заявления о громких проектах в этой сфере. Но пока большинство отечественных идей ограничивается переводом зерна на горючку.

Запад, похоже, уже окончательно все понял: без использования альтернативных источников энергии он не сможет нормально развиваться и будет все больше зависеть от поставщиков нефти и газа. Первые шаги в направлении развития «зеленой» энергетики были сделаны в ЕС уже десятилетия назад. А в прошлом году, по данным исследовательского центра Worldwatch Institute, в возобновляемые источники в мире была инвестирована рекордная сумма – более 100 млрд. долларов. За счет этого чистой энергии было произведено 240 ГВт – на 50% больше, чем тремя годами ранее. Всего же доля возобновляемых ресурсов в мировом объеме производства электроэнергии была доведена до 5%. И это без учета ГЭС. Крупнейшим альтернативным источником стала энергия ветра: объем ее производства достиг 95 ГВт. Прирост производства солнечной энергии составил 50% и достиг 7,7 ГВт.

В России же альтернативная энергетика развивается слабо. Даже на внутреннем электроэнергетическом рынке ее доля не превышает 1%. Причем в основном мы пользуемся наследием СССР: приливной станцией на берегу Баренцева моря, несколькими геотермальными станциями на Камчатке. Из нового можно выделить разве что группу ветряков в Калининградской области. Но, похоже, наши чиновники не хотят отставать от моды. В начале марта Министерство природных ресурсов (МПР) сообщило о начале подготовки проекта программы по использованию альтернативных источников энергии на особо охраняемых территориях РФ. В МПР подсчитали, что «около 10% площади России занимают особо охраняемые территории, и министерство бы хотело, чтобы эти территории остались нетронутыми». Однако когда именно в заповедниках будет использоваться исключительно чистая энергия и какие конкретно источники будут освещать домики лесников, пока неясно, потому что «сейчас идет предпроектная стадия проекта».

А пока что, констатируют экологи, наши богатейшие природные энергоресурсы остаются без внимания. «До недавнего времени дела у нас обстояли совсем плохо. Лишь в конце прошлого года были приняты поправки в закон, которые хотя бы дали четкое понятие, что такое альтернативная энергетика, – рассказал «НИ» руководитель проекта по энергоэффективности «Гринпис России» Игорь Подгорный. – Однако главная проблема до сих пор не решена, а именно вопрос подключения производителей энергии к районной электросети. То есть энергия будет производиться, но реализовать ее пока нельзя».

Специалист подчеркнул, что потенциал развития возобновляемых источников в стране огромен, но инертность чиновников не позволяет его использовать, даже когда решение лежит на поверхности. «На Крайнем Севере, в Приморье можно использовать энергию приливов. Если на Камчатке освоить хотя бы 3% от всего потенциала (ветер, приливы, геотермальные источники), то можно будет запитать электричеством весь регион. А пока туда завозится мазут, перебои с поставками которого оборачиваются постоянными проблемами. На юге страны огромным потенциалом обладает солнечная энергетика. Но не только на юге. Например, на байкальском острове Ольхон 90% дней в году стоит ясная погода, и его можно обеспечить энергией с помощью батарей. Но буквально недавно туда с материка провели ЛЭП, при том, что население острова – всего 4 тыс. человек. Даже проектировщики признали – линия будет окупаться 70–80 лет», – сообщил г-н Подгорный.

На прошлой неделе премьер Виктор Зубков заявил, что в России будут построены 30 новых заводов по производству биотоплива для автотранспорта – этанола. Со временем объемы его производства планируется довести до 2 млн. литров в год. Но выпускать его планируется в основном из пшеничных зерен. Рапс, используемый для этого во всем мире, у нас в стране выращивается лишь на отдельных небольших пашнях. Теперь посчитаем, во что обойдется такая топливная революция. Выход этанола из 1 тонны зерна составляет 470 литров,. Для производства заявленных главой правительства 2 млн. литров биотоплива потребуется, таким образом, более 4,25 млн. тонн зерна. А это около 5% всего урожая пшеницы в России в 2007 году.

«Производить биотопливо из зерна – безумие, – пояснили «НИ» специалисты Института проблем глобализации. – У нас ощущается нехватка зерна, цены растут. Отовсюду сейчас приходят сообщения, что из-за резко подорожавшей муки хлеб «выстреливает» где на 10, а где и на 25%. Зерно в России должно идти на производство продуктов питания и на корма для животноводства. Ведь страна обеспечивает себя свининой только на 50%, а говядиной – лишь на четверть».

А специалисты по биотопливу тем временем заявляют, что в любом случае одной пшеницы будет недостаточно. «Производство биоэтанола наладить можно, проблем с сырьем быть не должно, если использовать, помимо пшеницы, другие подходящие растения, например, сахарную свеклу, – рассказал «НИ» эксперт Национальной биотопливной ассоциации (НБА) Иосиф Левин. – А вот с биодизелем возникнут трудности – для его производства необходим рапс, которого в стране выращивается недостаточно». Что ж, сахар у нас действительно давно резко не дорожал…

Впрочем, главный вопрос в другом: зачем вообще России этанол? По словам эксперта, его производство будет рентабельно лишь при поставках на экспорт. Внутри страны продать это топливо практически нереально, на него просто отсутствует спрос. Запад – иное дело. Там во многих странах на бензин с содержанием этанола существенно снижены акцизы, это стимулирует его производство. К 2010 году в ЕС обязательная биосоставляющая в автомобильном топливе должна быть не менее 6%. Своих мощностей для покрытия этой потребности в Старом Свете не хватает, поэтому европейцы активно ищут новых поставщиков. В России же использование этанола в бензине законом вообще никак не предусмотрено.

Получается, что все наши планы ориентированы вовсе не на нас самих. Ну, обеспечим мы Европу этанолом за счет своего зерна, но будет ли от этого счастье? Нефть и газ даны России природой, а с сельским хозяйством мы уже почти сто лет разобраться не можем. Специалисты говорят: если уж наши чиновники так «подсели» на это биотопливо, то пусть сжигают не зерно, а пригодные для переработки отходы. Ведь, скажем, выход этанола из обычных опилок достаточно велик – 381 литр с 1 тонны стружки. В той же мебельной промышленности, по словам Игоря Подгорного, 50% материала идет в опилки, которые пока сгорают впустую.

Никто не спорит: развивать альтернативную энергетику нужно и России, однако одновременно необходимо повышать эффективность использования традиционного углеводородного сырья. «У нас очень много энергоресурсов тратится бездарно, сгорает впустую, – рассказал «НИ» директор Центра постиндустриальных исследований Владислав Иноземцев. – Работа по сокращению энергоемкости нашей промышленности велась только в союзные времена, сейчас этим никто не занимается. И результат налицо: по эффективности энергосбережения США превосходят нас в три раза, а Европа – в пять раз. Сейчас энергосберегающие программы гораздо более необходимы и, кстати, в перспективе быстрее окупаемы, чем строительство заводов по производству биотоплива».

Но и готовиться к худшему следует. «Если нефть еще сильнее и резче подорожает, то даже в России может быть выгоднее использовать те же солнечные батареи. Вопрос в том, когда показатели рентабельности сравняются. Это может произойти через 15, а может, и через 5–6 лет. И в выигрыше окажется тот, кто максимально усовершенствует технологические аспекты и наладит полномасштабное промышленное производство батарей, ветряков, другой профильной продукции», – утверждает Владислав Иноземцев. Действительно, если не подсуетиться, может сбыться то, что уже описано в одной популярной антиутопии: весь мир пользуется «флогистоном» – новым чудесным источником энергии, который в России «не растет».

ЯПОНЦЫ ДЕЛАЮТ СТАВКУ НА ВОДОРОСЛИ
В Японии при поддержке правительства уже построен завод, который выпускает биотопливо марки E3 (смесь бензина с трехпроцентной добавкой биоэтанола из отходов древесины). Но его применение пока не получило одобрения в Японской нефтяной ассоциации, которая предлагает перейти к биотопливу марки ETBE на бутаноловой основе. В ближайших планах – производство биотоплива из морских водорослей. Проект курирует управление водных ресурсов, разработкой и внедрением технологий занимаются НИИ корпорации «Мицубиси» и два крупных центра по изучению проблем моря в Токио и Киото. На исследования в 2008 году выделено 60 млн. иен (около 618 тыс. долларов). Биоэтанол из водорослей, запасы которых у японских берегов огромны, считают инициаторы проекта, более выгоден, чем горючее из кукурузы и других злаковых культур, переработка которых в топливо уже привела к бурному росту цен на зерно на мировых рынках. При этом, уверяют они, популярным в японской кулинарии видам морской капусты «комбу» и «вакамэ» стать сырьем для заправки авто не грозит. А чтобы сырья всегда хватало, намечается создать сеть крупных плантаций вдоль всего побережья Японского моря и выращивать на них «непищевые» быстрорастущие водоросли. Программа рассчитана на 5 лет, за этот срок будут созданы необходимые технологии, чтобы перейти к промышленному выпуску нового топлива. Специалисты считают проект весьма перспективным. При его утверждении в кабинете министров Японии учитывалось и то, что в декабре 2007 года англо-голландский нефтяной концерн «Ройал Датч-Шелл» уже объявил о планах строительства подобного экспериментального предприятия на Гавайских островах
Валерий АГАРКОВ, корреспондент ИТАР-ТАСС в Токио,
специально для «НИ»

ЧТОБЫ ПЕРЕЙТИ НА БИОТОПЛИВО, АМЕРИКАНЦАМ ПРИДЕТСЯ МЕНЬШЕ ЕСТЬ

Сегодня альтернативное топливо удовлетворяет только 3% общего потребления горючего в США. В энергетическом законодательстве страны в качестве ориентира указывается, что к 2017 году его доля должна возрасти до 15%. Главные надежды связаны с этанолом, который изготавливается из зерна. Однако перспективы этого вида топлива как решения проблемы зависимости от нефти и газа представляются многим американским экспертам весьма сомнительными. Они подсчитали: чтобы заменить 200 млрд. галлонов (1 галлон = 3,78 литра) топлива, которые потребляют США, необходимо использовать под топливные цели 71% всех сельскохозяйственных земель. Альтернативой в принципе могло бы стать биотопливо, изготавливаемое из масел овощей, куриного жира и прочего сельхозсырья. Однако его распространению препятствует гораздо более высокая по сравнению с обычным горючим стоимость. Потенциально перспективным видом топлива считается водород, и сейчас ведутся работы по поиску экономичного способа его производства. Однако специалисты не ожидают сколько-нибудь реалистичных решений до 2020 г.
Сергей КОСТЯЕВ, Вашингтон

В ГЕРМАНИИ К ВЫПУСКУ ГОРЮЧЕГО ПОДКЛЮЧИЛИСЬ СЫРОВАРНИ
В немецком «Союзе содействия развитию альтернативных источников энергии» полагают: рапсовое масло может во вполне обозримом будущем служить вполне приемлемой альтернативой бензину. Во всяком случае, часть автобусного парка федеральной земли Бранденбург уже несколько лет работает на экологически безупречном горючем из сои и рапса. А автомобилисты Штутгарта любят в шутку напомнить друг другу: «Не забудь прихватить мышеловку, не то останешься с пустым баком!». Имеется в виду сенсационная разработка местного НИИ биотехнологий, сумевшего найти способ выработки топлива из... отходов сыроварен. Германия, вообще-то, с давних пор лидирует в области эрзац-горючего. Еще до Второй мировой немцы успели извлечь из каменного угля 3 млн. тонн жидкого синтетического топлива. Но сейчас такие признанные лидеры автопрома, как BMW, намерены делать ставку на лимузины нового поколения, потребляющие газ. Концерн рассчитывает уже в недалеком будущем стать лидером в промышленном изготовлении и продаже топливного водорода. В Гамбурге, а затем и в Берлине уже открылись сразу несколько «водородных» АЗС. А на автобусных линиях, обслуживаемых муниципальным предприятием Berliner Verkehrsbetriebe, не первый год проходит обкатку работающий на этом газе общественный транспорт. Такие автобусы совершенно бесшумны, экономичны, комфортны и, что самое главное, выбрасывают в атмосферу только капельки воды.
Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин

"