Posted 18 февраля 2016,, 21:00

Published 18 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:04

Updated 8 марта, 03:04

Русские гонки

Русские гонки

18 февраля 2016, 21:00
По итогам 2015 года продажи новых легковых автомобилей в России снизились на 45% в количественном выражении. К такому выводу пришли в российском подразделении международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), опубликовавшей результаты исследования «Рынок легковых коммерческих автомобилей в России: рез

По мнению аналитиков PwC, макроэкономические факторы стали основными причинами ухудшения ситуации на российском авторынке. Ослабление курса рубля, снижение ВВП, угроза дальнейшей стагнации экономики и снижение уровня потребительской уверенности оказали существенное влияние на обвал автомобильного рынка в прошлом году.

Меры по господдержке автопроизводителей замедлили, но не смогли остановить спад, который продолжится и в 2016 году, пусть и в менее угрожающих размерах.

Как следует из доклада, сегмент новых импортных автомобилей показал наибольшее сокращение в объемах продаж (-52%), тогда как продажи отечественных брендов и локализованных иномарок снизились на 37% и 45% соответственно.

Автосалоны все больше пустуют: у покупателей нет денег.

При этом во всех рассматриваемых сегментах произошло существенное повышение средней стоимости автомобилей, что в основном было обусловлено ослаблением курса рубля. Средняя рублевая стоимость нового легкового автомобиля выросла за прошлый год в РФ на 22%. В целом же рынок сократился на 33% в рублевом выражении.

Реализация госпрограмм льготного автокредитования, льготного лизинга и обновления автопарка позволила несколько смягчить прошлогоднее падение авторынка. На поддержку автомобильной промышленности России было направлено 43,3 млрд. рублей, и по результатам года в рамках трех основных программ стимулирования спроса было продано около 560 тыс. машин, что составило более трети совокупных продаж.

В то же время, констатируется в докладе, уход некоторых брендов из России и реструктуризация бизнеса привели к перераспределению долей рынка между остальными участниками. Темпы падения продаж ниже среднерыночных показали бренды, которым удалось увеличить свою долю на рынке, такие как Lada, UAZ, KIA, Hyundai, Mercedes-Benz, BMW.

Как отмечается в исследовании, дальнейшее развитие автомобильного рынка России будет напрямую зависеть от макроэкономической конъюнктуры, мер господдержки, а также от эффективности стратегий, реализуемых ключевыми игроками рынка в период неопределенности.

«Основные прогнозы роста продаж в 2016 году связаны с сегментами, показавшими наилучшие результаты в прошлом году. Это сегмент SUV (внедорожники), сектор премиальных авто и бюджетные модели стоимостью от 400 до 800 тыс. рублей», – сказал «НИ» Валерий Макаев, первый зампред правления ГК «АвтоСпецЦентр». По его прогнозам, в текущем году емкость авторынка составит 1,3–1,5 млн. машин, а общей тенденцией производителей станет сохранение объема продаж на уровне прошлого года. Также специалисты допускают, что некоторые премиальные бренды смогут показать рост в диапазоне от 5% до 10%.

Опрошенные «НИ» эксперты считают, что достичь сохранения объема продаж на уровне прошлого года и не допустить нового проседания авторынка можно будет в 2016 году лишь в результате гибкой политики ценообразования брендов и их ориентированностью на нужды клиентов. Специалисты «АвтоСпецЦентра» обращают внимание на то, что в конце прошлого года на АвтоВАЗе стартовало производство двух новых моделей – Lada Vesta и Lada X Ray, которые могут оказаться весьма востребованными. При этом они допускают вероятность увеличения рыночной доли бренда Lada с 16–17% до 25% и усиление конкуренции с его главными соперниками Hyundai Solaris и Kia Rio – эти два бренда сейчас занимают более 20% российского авторынка.

Однако аналитик ИК «Калита-Финанс» Алексей Вязовский в беседе с «НИ» особого энтузиазма по поводу перспектив отечественного авторынка в нынешнем году не выразил: «Меры господдержки смогут облегчить ситуацию в отрасли, но не исправить. Дело в том, что автопроизводители, особенно те, у которых большой элемент импортных комплектующих, крайне чувствительны к колебаниям курса рубля. Нет сомнений в том, что рубль и дальше будет подвержен девальвации, а значит автопроизводители будут терпеть новые убытки».

"