Posted 18 февраля 2015,, 21:00

Published 18 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:52

Updated 8 марта, 03:52

В трясине застоя

18 февраля 2015, 21:00
Экономика России после существенного падения в 2015 году и практически нулевой динамики в 2016-м возобновит рост с 2017 года, но его темпы будут минимальными, следует из данных консенсус-прогноза, составленного Центром развития НИУ «Высшая школа экономики». Реально на то, чтобы сдвинуть нашу архаичную сырьевую экономик

Согласно прогнозу Центра развития, темпы прироста реального ВВП в 2015 году снизятся до минус 4%, тогда как всего три месяца назад, согласно оптимистичным прогнозам правительственных ведомств, в текущем году ожидалась, скорее, стагнация (прирост ВВП на 0,2%), а не спад.

В 2017 году, согласно оценке специалистов ВШЭ, экономика возобновит рост, но темпы будут черепашьими – лишь 1% с поступательным ускорением до 2,2% в 2021 году, что, как написано в докладе, «для такой страны, как Россия, фактически означает стагнацию».

В отношении нефтяных цен сохраняется оптимизм, ибо «все плохое уже случилось»: опрошенные эксперты ожидают постепенного их роста с текущего уровня в 60 долларов до 90 за баррель, но не ранее, чем к 2021 году.

«Рост экономики России возможен лишь в случае ее эффективной диверсификации. В любом случае нельзя недооценивать фактор санкций, который, по сути, оказался катализатором для кризисных явлений в банковском секторе. Оживление экономической активности начнется в том случае, если российская экономика сможет преодолеть трудности именно в банковском сегменте, который пока является бомбой замедленного действия для остальных отраслей ввиду высоких процентных ставок и усложнения условий для выдачи кредита», – отметил в беседе с «НИ» исполнительный директор инвестиционной компании UFX.com Деннис де Йонг.

По мнению эксперта, для того чтобы национальные производители смогли занять нишу, освободившуюся после ухода западных игроков из-за санкций, необходимо создать благоприятные условия, такие как, например, предоставление льгот для предпринимателей, чья деятельность связана с импортозамещением. В этом случае вполне возможны более быстрые темпы восстановления экономики РФ. Если же российское правительство не сможет оперативно использовать необходимые экономические рычаги для стимулирования бизнеса, то стагнация может обернуться полномасштабным экономическим кризисом, если действие санкций будет продлено более чем на год.

Другие эксперты, впрочем, настроены более оптимистично, отмечая, что фактор роста ВВП не всегда является определяющим для экономического благополучия. «Понятно, что рост экономики – это хорошо. Однако стоит обратить внимание, что развивающиеся экономики, такие как Китай, например, обеспечивают высокий темп роста ВВП за счет увеличения долгового бремени. Российская экономика обладает одним из самых низких в мире показателей задолженности по отношению к ВВП по всем категориям заемщиков. В такой ситуации низкие темпы роста или незначительное снижение ВВП не является критическим», – сказал «НИ» экономист и преподаватель РАНХиГС Владислав Гинько.

Впрочем, стоит учитывать и то, что экономика КНР диверсифицирована значительно в большей степени, чем российская, завязанная преимущественно на экспорт углеводородов. В то время как китайскими товарами завален весь мир, наши производители едва справляются с тем, чтобы удовлетворить внутренний спрос даже в комфортных условиях внешних санкций, «отрезавших» многих иностранных конкурентов.

«Стагнация российской экономики началась в 2013 году – еще до украинского кризиса, падения рынка нефти и введения санкций, соответственно первопричину отсутствия роста ВВП необходимо искать в процессах управления», – сказал «НИ» Сергей Козловский, руководитель аналитического отдела Grand Capital. Эксперт выразил надежду, что дешевая нефть отрезвляюще подействовала на власть, понимание скорейшей диверсификации экономики прочно засело в умах, и в ближайшее время акцент будет сделан именно на этом, а не на поиске внешнего врага. «В противном случае даже возврат к высоким ценам на нефть не решит проблем национальной экономики, а следующее потрясение заставит проесть все ранее скопленный резервы», – предупреждает г-н Козловский.

"