Posted 18 февраля 2015,, 21:00

Published 18 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:52

Updated 8 марта, 03:52

Пена дней

Пена дней

18 февраля 2015, 21:00
В 2014 году российский рынок пива упал на 7%. Основные причины – инфляция, ухудшение макроэкономической ситуации и снижение покупательной способности граждан. Об этом сообщает крупнейшая в стране пивоваренная компания «Балтика» (входит в датскую группу Carlsberg). По ее данным, негативное влияние на рынок оказали также

В конце января «Балтика» объявила, что из-за кризиса отрасли закроет два свои завода из десяти – в Челябинске и Красноярске. Работу они прекратят 30 апреля. Кроме того, компания приняла мораторий на наём сотрудников и повышение заработной платы. Как отмечают представители «Балтики», «налоговое регулирование пивной индустрии в России на данный момент относится к числу самых несбалансированных в мире».

Ранее о высоком уровне нестабильности в отрасли, о падении спроса на продукцию сигнализировали и другие пивоваренные бренды. «Рынок пива в России остается проблемным, в 2014 году на него отрицательно повлияли повышение акциза и общее ухудшение конъюнктуры», – заявили в компании Heineken. Что касается закрытия заводов, то оно началось еще в 2012 году. Компания «САН ИнБев» прекратила производство в Перми, Курске и Новочебоксарске. Efes Rus – в Москве и Ростове-на-Дону.

Сегодня отрасль начитывает более 800 предприятий различной мощности, расположенных в 73 регионах. 90% российского рынка пива контролируют шесть компаний: «Балтика» (38,5%), «САН ИнБев (19%), «Хайнекен» (14%), «Эфес» (10%), «САБ Миллер» (5%); «Очаково» (4%).

По данным Росстата, производственные мощности в пивоварении в среднем загружены на 55%. Чтобы сократить расходы на их содержание, компании вынуждены отказываться от избыточных предприятий.

За последние годы прибыльность отрасли снизилась на 40%. Эксперты объясняют это, в первую очередь, ограничительными мерами со стороны государства. В России регулирование пивного рынка имеет гораздо более жесткий характер, чем во многих европейских странах. Так, с 2008 года ставка акцизов для пива с содержанием спирта до 8,6% выросла почти в шесть раз. Пиво на законодательном уровне приравняли к крепкому алкоголю. Ограничена его реклама в СМИ. Действует запрет на его продажу в общественных местах.

«Государственная политика в отношении пива должна быть пересмотрена в сторону смягчения, – считает Андрей Ерин, экс-директор по корпоративным отношениям компании «САН ИнБев». – Мы, например, убеждены, что лицензирование в пивоваренной индустрии – чрезмерная, ничем не обоснованная нагрузка».

«Текущее регулирование и акцизная политика в отношении пива уже привели к потерям в экономике, эквивалентным сокращению 61 тысячи рабочих мест и снижению ВВП на 59 млрд. рублей, – рассказали «НИ» в Союзе российских пивоваров. – Критическим для отрасли может стать и запрет за производство пива в ПЭТ-упаковке объемом более 0,5 литра, поскольку это заставит предприятия полностью менять производственные линии розлива».

От этого пострадают прежде всего несколько сотен средних и малых пивоварен в регионах, которые большую часть своей продукции выпускают в пластиковой упаковке.

Можно долго спорить о том, зло пиво само по себе или благо по сравнению с крепкими спиртными напитками, но кризис так или иначе ударил по всем. В 2014 году в российской алкогольной отрасли произошел обвал: выпуск коньяка снизился на 7% – до 6,9 млн. декалитров, столового вина на 5,3% – до 32,1 млн. декалитров, водки на 22,2% – до 66,6 млн. декалитров, пива – на 7%, до 816 млн. декалитров. Между тем еще не так давно, в 2007 году, пива в стране производилось 1,15 млрд. декалитров.

Что ждет нашу пивную индустрию в ближайшем будущем? «Ничего хорошего, перспективы ужасны, – высказал «НИ» свое мнение председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Сокращения продаж идут не первый год. Резкий спад наблюдался в 2012-м, после введения правительством ограничений на рекламу алкоголя в Интернете и прессе. А сейчас пиву предстоит как никогда жестко конкурировать с водкой, и в этой борьбе после снижения цен на последнюю у него мало шансов».

"