Posted 18 января 2015,, 21:00

Published 18 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:53

Updated 8 марта, 03:53

Нереальные доходы

Нереальные доходы

18 января 2015, 21:00
В ближайшие два-три года реальные доходы населения в России могут снизиться на 10%. С таким заявлением в конце минувшей недели выступил бывший министр финансов, ныне глава Комитета гражданских инициатив РФ Алексей Кудрин. Эксперты отмечают, что в силу сложившихся макроэкономических условий это вполне реалистичная оценк

Алексей Кудрин объяснил, что при сохранении цены на нефть в 40 долларов за баррель в 2015 году реальные доходы населения (то есть те, что исчисляются с учетом реальных цен на товары и услуги и взимаемых налогов и определяются количеством благ, которое можно на них приобрести) сократятся на 3–5%, а суммарно за последующие 2–3 года падение может достигнуть 10%. Эта оценка близка и к ожиданиям Минэкономразвития (МЭР). Напомним, что в декабре прошлого года правительственное ведомство опубликовало уточненный прогноз социально-экономического развития страны, в котором прописан спад реальных доходов населения в 2015 году на 2,8% вместо ожидавшего ранее роста в 0,4%.

Профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ Наталья Зубаревич подчеркнула в беседе с «НИ», с учетом того, что в 2014 году рост реальных доходов уже составил менее 1%, это банальная математика, и дальше показатель будет только снижаться. А генеральный директор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков рассказал «НИ», что более точные данные получаются при подсчете не просто «средней температуры по больнице», а результатов по отдельным группам населения. «За год мы зафиксировали снижение удельной доли среднего класса и высокодоходных слоев населения, – сказал эксперт. – На низкодоходных слоях кризис пока сказывается меньше за счет индексации пособий или, например, личных продовольственных запасов, которые есть у россиян в сельской местности».

Напомним, что за 2014 год общая инфляция составила 11,4%. И хотя официальные ожидания на 2015 года пока зафиксированы на уровне 8–8,5%, эксперты не сомневаются, что она вновь составит двухзначное значение. И уже в первом квартале 2015 года рост цен может достигнуть максимального значения в 15–17% за счет отложенного влияния прошлогоднего падения национальной валюты. В совокупности с общеэкономическим спадом и сокращением ВВП, который по разным оценкам может составить от 1% (по данным МЭР) до 5,5% (прогноз международного рейтингового агентства Moody’s), вышеперечисленные факторы приводят к сокращению доходов населения в реальном выражении, а как следствие и к спаду уровня потребления.

Прогнозируемое падение, по словам Алексея Кудрина, произойдет впервые с 2000 года и будет очень болезненно ощущаться целыми группами населения. Причем россиянам нужно быть готовыми к тому, что у правительства не получиться полностью компенсировать это падение, как это удалось сделать в посткризисном 2009 году. Бывший министр отметил, что одной из важнейших структурных реформ, которая могла бы способствовать разрешению ситуации, должен стать «переход к адресной помощи за счет средств бюджетов всех уровней».

Однако Наталья Зубаревич считает, что значительной поддержки от государства, как в том же 2009 году, ожидать не стоит. Хотя Министерство труда и социальной защиты РФ уже выступило с предложением по итогам четвертого квартала 2014-го из-за значительного роста цен (особенно на продукты питания) повысить прожиточный минимум на 1,8% для трудоспособного населения – до уровня в 8885 рублей, на 1,9% для пенсионеров – до 6785 рублей, и на 2,1% для детей – до 7899 рублей. Тем не менее, например, проиндексированный с 1 января 2015 года МРОТ (минимальный размер оплаты труда) в России все еще ниже прожиточного минимума – 5965 рублей, что, по мнению экспертов, нонсенс для развитых стран.

"