Posted 18 января 2005,, 21:00

Published 18 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:33

Updated 8 марта, 09:33

Не сладко будет

Не сладко будет

18 января 2005, 21:00
За прошлый год мировые цены на сахар взлетели на 59% – до 9,37 цента за фунт. По мнению международных и российских экспертов, сладкий продукт продолжит дорожать и дальше. Биржевые цены впервые с 2001 года могут перевалить за отметку 10 центов за фунт. Россияне непременно почувствуют разницу.

Причин бурного роста цен несколько. В Таиланде, втором по величине поставщике сахара, из-за недавнего цунами может оказаться потерянной пятая часть урожая сахарного тростника. Поставки из Бразилии, ведущего мирового производителя, все более ограничиваются растущим спросом на внутреннем рынке. Непременно вырастет спрос и со стороны крупнейшего в мире потребителя – Индии. Там тростник пострадал от засухи, и цены на готовый продукт заметно растут уже несколько недель.

Российские эксперты рынка сахара, в отличие от зарубежных, не считают «индийский фактор» определяющим. «Проблема дефицита из-за Индии если и существует, то играет незначительную роль, – считает аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов. – Действительно, в этом году урожай будет ниже. Но запасы на их внутреннем рынке сейчас высоки, как никогда. Информация о недостатке предложения сахара уже почти год муссируется биржевыми игроками, чтобы разогреть рынок и поднять цены».

Вместе с тем эксперт признает, что если мировой рынок сырья и дальше стремительно пойдет вверх, то рынок конечных продуктов «никуда не денется и тоже поднимет цены». По его словам, произойдет это не сразу, а с временным лагом примерно в 2 месяца после роста биржевых котировок. Причем в России условия ввоза и переработки сахара-сырца таковы, что конечный продукт будет дорожать несколько медленнее, чем растут оптовые цены. Как считает г-н Иванов, по самому негативному сценарию (в случае выхода мировых котировок сырца в район 12 центов за фунт), оптовые цены поднимутся у нас на 18%, а розничные – на 15%. Если ситуация будет складываться менее драматично, подорожание составит 5% и 3–4% соответственно.

Теоретически от повышения цен могут выиграть российские производители – им ведь не обязательно при внутренних продажах смотреть на котировки Нью-Йоркской биржи, а 45% сахара на нашем рынке производится из отечественной сахарной свеклы. Однако у отечественных производителей нет потенциала для роста. Но даже если они, пользуясь выросшей стоимостью тростникового сахара, повысят производство свекловичного (что в условиях бедности колхозов будет сделать крайне нелегко), готовый продукт мы получим не раньше чем в октябре–ноябре.

К тому же у отечественных производителей довольно много нежелательных конкурентов. До Нового года был разрешен беспошлинный ввоз свекловичного сахара из Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Грузии. 1 января такой же подарок получили Молдова, Азербайджан и Армения, а с 2007 года, согласно договоренностям, к ним присоединится и Украина.

А в Калининградскую область в рамках существующей свободной экономической зоны ввозить сахар беспошлинно могут вообще все, чем активно пользуются Польша и страны ЕС. Как следствие в регионе сформировался чрезвычайно низкий уровень цен на сахар – менее 300 долларов за тонну (для сравнения: в Краснодарском крае только себестоимость сахара-сырца оценивается в 526 долларов за тонну), и это стимулирует торговцев с успехом применять различные обходные схемы его поставки «на Большую землю».




Чайное бедствие

"