Posted 17 декабря 2014,, 21:00

Published 17 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:06

Updated 8 марта, 04:06

На три буквы

17 декабря 2014, 21:00
В сентябре 2012 года Россия присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО), и спустя два с небольшим года экспертное сообщество готово подвести предварительные итоги членства страны в организации. Этому была посвящена прошедшая вчера в Центре международной торговли конференция «Россия в ВТО: два года участия». С

Большинство спикеров признали, что Всемирная торговая организация на сегодняшний момент переживает не лучшие дни. Генеральный директор ВТО Роберту Карвалью ди Азеведу, чье послание собравшимся передал спецпредставитель России в Организации Геннадий Овечко, признал, что Дохийский раунд в работе организации (начатый в Дохе, Катар в 2001 году – «НИ») по дальнейшей либерализации мировой экономики зашел в тупик и еще в июле все активные на тот момент переговоры были приостановлены. Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров согласился с тем, что весьма амбициозный Дохийский раунд, план которого собирались реализовать за пять-семь лет, увяз в противоречиях. И когда два года назад Россия стала членом ВТО, в мире сложилась уникальная ситуация: мировая торговля перестала быть драйвером глобального экономического роста. Правда, по мнению заместителя главы департамента торговых переговоров Минэкономразвития Марьи Барановой, говорить о скорой «смерти» ВТО все-таки рано, так эта организация – базис, без которого многие торгово-экономические соглашения, заключенные в ее рамках, просто рухнут.

Георгий Петров отметил, что в первую очередь с вступлением России в ВТО бизнес получил предсказуемость в проведении торговой политики. В результате чего бизнес стал более консолидирован и получил возможность влиять на пересмотр ряда антидемпинговых мер в некоторых секторах экономики.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин со своей стороны высказал мнение, что за прошедшие два года не было зафиксировано каких-либо значительных всплесков в отечественной экономике в связи в вступлением в ВТО. По его словам, была надежда, что членство в организации повысит доверие к российской экономике в мире, как к экономике ведущей торговлю по высоким стандартам ВТО. Но эти надежды не оправдались в полной мере, причем не только из-за своих собственных ошибок. А в настоящий момент в связи как с геополитическими, так и внутренними факторами, роль ВТО в российской экономике и вовсе, по словам Шохина, «девальвировалась».

Большинство экспертов высказались в том духе, что роль ВТО в настоящий момент во многом свелась к разрешению споров между странами-участницами, при том, что еще недавно организация активно определяла правила мировой торговли. Впрочем, как отметила Марья Баранова, по количеству споров в ВТО можно определить основных внешнеэкономических партнеров страны. У России таким партнером, не смотря ни на что, является ЕС – в настоящий момент в рамках организации ведется минимум шесть разбирательств. По двум – в энергетической области, Россия выступает истцом, по еще четырем – в агропромышленной сфере, ответчиком.

Директор департамента регулирования внешней торговли Минпромторга РФ Сергей Колдаев подчеркнул, что настоящий момент активно разрабатываются меры по импортозамещению в российской экономике. В ответ на это Георгий Петров отметил, что ВТО хоть и не запрещает импортозамещения, но и не слишком его поощряет. Поэтому, по его мнению, лучше сосредоточиться на повышении конкурентоспособности российских предпринимателей. Это наверняка будет полезно и при реализации взятого вектора на формирование зон свободной торговли, о которой говорил министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. Он буквально только что вернулся из Вьетнама, с которым ведутся активные переговоры по формированию зоны свободной торговли. И процессы их формирования наблюдаются повсеместно, отметили эксперты.

В любом случае полноценно подвести итоги и определить последствия членства России в ВТО можно будет только через несколько лет, считает заместитель председателя правления Внешэкономбанка и бывший замминистра экономического развития Андрей Клепач. Сейчас оценить эффект мешает ряд других значимых факторов: геополитика, санкции, значительный отток капитала из страны.

"