Posted 17 декабря 2006,, 21:00

Published 17 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:49

Updated 8 марта, 08:49

Рука руку намылит

Рука руку намылит

17 декабря 2006, 21:00
Министр финансов Алексей Кудрин заявил в субботу о намерении проверять все готовящиеся законопроекты на коррупциогенность. «Я сейчас создаю рабочую группу из юристов и экономистов, чтобы проводить дополнительную проверку. И я хочу сказать, что многие законы ее не пройдут», – отметил он. Депутаты в ответ предлагают заст

Коррупция сегодня – одна из самых модных тем, и бороться с нею готов едва ли не каждый. С той же идеей контроля законопроектов на предмет коррупциогенности уже выступал глава Счетной палаты Сергей Степашин, утверждая, что аудиторы готовы взять на себя эту ношу. Соответствующие рабочие группы создавались ранее и в Минэкономразвития, а в Госдуме есть даже специальная комиссия, только проверяет она не каждый законопроект, а только те, по которым был запрос. «Государство пришло в автопром, в авиапром, в банковский сектор. Естественно, чиновник будет отстаивать интересы того предприятия, в совет директоров которого он входит», – заявил на одном из последних заседаний правительства Алексей Кудрин. Глава МЭРТ Герман Греф полагает, что проблему усугубляют низкие зарплаты чиновников, а генпрокурор Юрий Чайка винит несовершенное законодательство.

Независимые эксперты убеждены, что корни взяточничества глубже. «Все эти проблемы скорее являются поводами для коррупции, а повод найдется всегда, пока не будет устранена главная причина – непрозрачность государства, – заявила «НИ» директор Центра антикоррупционных исследований Елена Панфилова. – Как можно бороться с коррупцией, если у нас даже нет четко прописанного порядка принятия законов, лишь разрозненные нормы в сослагательном наклонении. Политическая борьба и конкуренция сегодня невозможны, чиновники чувствуют себя полными хозяевами своей вотчины, в то время как в открытых демократических странах они вынуждены осознавать необходимость отчитываться перед обществом за все свои действия».

По мнению Елены Панфиловой, предварительная проверка законопроектов может быть эффективной, вот только добиться ее не так просто. «Главное – это внести поправки в регламент Госдумы, которые бы сделали проверку каждого закона на коррупциогенность частью обязательной процедуры; только вряд ли депутаты захотят голосовать «за». Это ведь уже не первая попытка принять такой регламент, но депутаты не хотят терять свои лоббистские полномочия, а закона о лоббизме у нас до сих пор нет. Да и не стоило бы депутатам этого созыва его принимать – они там такого понапишут. Если не будет серьезного давления со стороны правительства, депутаты снова завернут эту поправку», – полагает эксперт.

Тем временем народные избранники готовят чиновникам ответный удар: глава думской комиссии по противодействию коррупции Михаил Гришанков предложил узаконить положение, по которому чиновник в случае расследования коррупционных дел должен сам доказать легальность приобретения имущества, превышающего по стоимости его денежное содержание. «Полагаю также, что в будущем нам необходимо всесторонне изучить вопрос о введении в российское законодательство ответственности за «незаконное обогащение» – нормы, которая эффективно работает в некоторых зарубежных странах, например, в Италии», – заявил депутат. Он полагает также, что раскрывать декларацию о доходах должны и члены семьи чиновника.

По мнению экспертов, не исключено, что если Михаил Гришанков все-таки внесет законопроект, то именно этот документ и окажется жертвой проверки на коррупциогенность. Во всяком случае, этого не исключает Георгий Сатаров, президент фонда «ИНДЕМ», не раз привлекавшегося для анализа законопроектов на предмет наличия лазеек для взяток. «Дьявол в деталях, все зависит от того, в какой форме будет принят этот законопроект. Впрочем, сам по себе он в любом случае проблемы не решит», – убежден эксперт. Г-н Сатаров также видит корни проблемы в политической системе. «Весь комплекс мер по борьбе с коррупцией просто не будет работать до тех пор, пока не создано пространство для политической конкуренции, это обязательное условие», – подчеркнул он «НИ».

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО БУДЕТ ПРОЦВЕТАТЬ

Без малого три четверти россиян (а точнее – 71%) считают главными в стране взяточниками чиновников федерального уровня. Таков результат последнего исследования «Левада-Центра». Местные чиновники с 46% набранных «голосов» оказались в коррупционном рейтинге на третьем месте, пропустив вперед сотрудников милиции и ГИБДД (48%). Примечательно, что в обиде на госслужащих в первую очередь предприниматели и пенсионеры, а на силовиков – руководители и управленцы. К первой «тройке» практически примкнули суды и прокуратура – их коррупционность отметил 41% опрошенных. Принимающие «конверты» врачи, а также учителя и преподаватели вузов уступают им более чем вдвое – 20 и 18% соответственно.

Такие результаты, по мнению специалистов, свидетельствуют об одном: граждане не верят в то, что государство в состоянии бороться со злом, в котором оно само погрязло в первую очередь. Это значит, что проблема в восприятии россиян ушла с бытового уровня на государственный, институционный. Подобные оценки в полной мере доказываются цифрами: 67% опрошенных уверены, что искоренить коррупцию в России невозможно. Среди тех, кто когда-либо давал взятки, пессимистов еще больше – 71%. Россиян, полагающих, что с коррупцией все же можно справиться, меньшинство – 24%. Лишь 6% опрошенных живут в уверенности, что такого зла в нашей стране нет, тогда как подавляющее большинство с грустью констатирует: мздоимство поразило практически все структуры власти.

Михаил КРЮЧКОВ

"