Posted 17 декабря 2003,, 21:00

Published 17 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Киотский прокол

Киотский прокол

17 декабря 2003, 21:00
Вчера премьер-министр РФ Михаил Касьянов сделал в японском городе Киото ряд важных заявлений, касающихся судьбы реформ и будущего своего кабинета. В частности, премьер высказал мнение, что пенсионная реформа в России не провалена, а формирование правительства по принципу парламентского большинства не внесет кардинальны

Последний день официального визита в Страну восходящего солнца оказался для Михаила Касьянова весьма насыщенным. Премьер-министр России, который еще недавно рассказывал о достижениях своего правительства россиянам, на этот раз решил отчитаться перед японцами. Что и сделал в рамках своего выступления на встрече с Кансайской федерацией экономических организаций в древней японской столице Киото.

Вежливые японцы российского премьера выслушали внимательно. Правда, сложно сказать, насколько их заинтересовали заявления Михаила Касьянова о ходе пенсионной реформы в России или, например, о судьбе совместной российско-белорусской газотранспортной компании. Скорее всего, они поняли, что премьер-министр, чье правительство может со дня на день уйти в отставку, апеллирует не столько к ним, сколько к «домашней» аудитории – президенту, новому депутатскому корпусу Госдумы и «старому» депутатскому корпусу Совета Федерации.

Первым делом Михаил Касьянов решительно отверг все обвинения в провале пенсионной реформы. «Она не провалена, начало внедрения накопительной составляющей просто затягивается», – дипломатично заметил глава правительства России. По его словам, целью реформы является не передача накоплений будущих пенсионеров в управление частным компаниям, а обеспечение гражданам права свободного выбора. Эта задача была решена – люди могли распорядиться своими деньгами так, как считали нужным. А что они, несмотря на наличие 55 управляющих компаний, прошедших по конкурсу, решили оставить деньги под управлением государственной структуры, так это не вина правительства, а народная традиция, объяснил премьер-министр. Россия, по словам Касьянова, консервативная страна, которая хорошо помнит уроки прошлых кризисов. «Но в этом ничего плохого нет: мы долго запрягаем, зато потом быстро едем», – оптимистично заметил глава правительства.

После этого Михаил Касьянов рассказал японским бизнесменам о том, какое впечатление произвели на него лично итоги парламентских выборов в России. Выяснилось, что премьер в отличие от подавляющего большинства либеральных экономистов не склонен рассматривать их как угрозу для демократических преобразований или препятствие на пути проведения экономических реформ в России. «Выборы показали, что курс реформ в стране будет продолжен. Формирование правительства по принципу парламентского большинства не внесет кардинальных изменений в создание нового состава кабинета министров», – заверил Михаил Касьянов. Вот после президентских выборов правительству точно придется подать в отставку, как это предписано Конституцией. Однако, как намекнул премьер-министр, это не означает, что в новом кабинете министров не будет узнаваемых лиц из прежнего состава правительства.

Вспомнил в Японии Касьянов и о российско-белорусских отношениях. По его словам, если до конца года Россия и Белоруссия не достигнут согласия о создании совместной газотранспортной компании, то с 1 января 2004 года «братская» республика начнет получать российский газ по новым ценам. При этом платить она будет столько же, сколько платит сейчас Украина, то есть в два раза больше, чем раньше. «Если же совместное предприятие с Белоруссией будет создано, то она будет получать газ по ценам внутрироссийского пятого пояса», – подчеркнул премьер. Так что у Александра Лукашенко еще есть время одуматься и пойти навстречу российским пожеланиям, намекнул премьер-министр.

И только после рассказа о сложных белорусско-российских отношений Михаил Касьянов перешел к анализу не менее сложных российско-японских отношений. Здесь, по его словам, есть над чем работать. Россия, как известно, кровно заинтересована в привлечении японских инвестиций в свою экономику, а еще больше ей хотелось бы привлечь японские энергетические компании к освоению своих нефтегазовых ресурсов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Также выяснилось, что российский премьер не оставил надежд на приход японского капитала в национальную автомобильную промышленность. Михаил Касьянов с энтузиазмом поведал слушателям об итогах своей встречи с председателем японской федерации экономических организаций Хироси Окуда: по словам премьера, они всесторонне обсудили перспективы производства в России японских автомобилей марки Toyota. Вот только беда – итогом встречи стало лишь «заявление о намерениях», предварительное соглашение о том, что японские автомобильные компании в принципе могут заняться сборкой в России знаменитых джипов Land Cruiser и Corollа. Однако ни о конкретных сроках, ни о конкретных условиях создания подобного совместного предприятия ничего неизвестно. По-видимому, японские бизнесмены решили не торопить событий и подождать, пока в России будут созданы оптимальные условия для их прихода. Или пока удастся, наконец, урегулировать вопрос о «спорных» территориях и после 58-летнего перерыва подписать мирный договор между двумя странами.

"