Posted 17 ноября 2010,, 21:00

Published 17 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:33

Updated 8 марта, 06:33

Убрать слона и лавку

Убрать слона и лавку

17 ноября 2010, 21:00
Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) направила вчера в столичный департамент потребительского рынка и услуг письмо, в котором просит городские власти не вводить ограничений на въезд грузовиков в Москву. Авторы послания предупреждают: из-за того, что деятельно

Напомним, что в конце сентября департамент транспорта и связи Москвы внес на рассмотрение правительства проект постановления об ограничении движения большегрузных машин по МКАД в дневное время. Документ предусматривает, что с 15 января 2011 года с 7:00 до 22:00 автомобилям грузоподъемностью более 1,5 тонны по кольцевой автодороге ездить будет запрещено. Логика этого начинания проста и понятна: на улицах европейских столиц огромных фур в дневное время не увидишь. Где-то им разрешают ездить по ночам, но по большей части на подъезде к городу перегружают товар на машины помельче, они его и развозят. В том, что идея у столичных чиновников здравая, мало кто сомневается: тяжелый грузовик на оживленной и без того забитой магистрали – как слон в посудной лавке. Ему там, конечно же, не место. Вопрос в том, как эту идею реализовывать на практике.

Сотрудники ГИБДД считают, что нужно действовать решительно. Первый же инспектор назвал «НИ» грузовики «бичом московских дорог». «Раскорячатся так, что перекроют сразу две полосы – какая тут езда! Запретить их нужно было уже давно, но и теперь не поздно, и чем скорее, тем лучше. Вот увидите – город вздохнет с облегчением. Спросите любого автомобилиста – он вам мои слова подтвердит», – эмоционально рассуждал наш собеседник. В отделе пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД по Москве были более сдержаны. Там «НИ» не стали выражать своего отношения к перспективе запрета, отметив, что решение предстоит принимать не им – «этим вопросом занимается лично мэр Собянин».

Впрочем, как выяснилось, есть у идеи запрета и решительные противники. В своем письме эксперты РАТЭК утверждают, что нововведение приведет к большим издержкам. Средние дистрибьюторы товаров народного потребления, сетевые и розничные магазины работают в большинстве своем только в дневное время, и перевод их на круглосуточный режим приведет к росту фонда заработной платы компаний. «Вместо одной смены на складе придется организовывать четыре смены работающих в суточном режиме», – говорится в документе. Увеличение персонала повысит затраты одного магазина почти на 2 млн. руб. в месяц, подсчитали в РАТЭК. Ночная работа в торговых комплексах чревата повышением арендных ставок. А если магазины-склады расположены в жилых домах, принимать товар ночью они не смогут по определению.

В РАТЭК также опасаются, что возникнут проблемы со стыковкой потоков грузового транспорта и московского железнодорожного узла. К тому же, напоминает ассоциация, на прилегающей к Москве территории нет стоянок. Из-за этого будут возникать стихийные парковки большегрузных фур, и это приведет к росту коррупции и преступности в подобных местах. Издержки торговли, которые в итоге могут вырасти на 70%, будут отчасти переложены на потребителя, которому за те же товары придется платить процентов на 30 больше.

Независимые эксперты единодушны: транспортную проблему в Москве решать необходимо, вопрос: какими способами? «Меня беспокоит то, что у нас началась какая-то кампания по придумыванию способов ликвидации пробок, – рассказал «НИ» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. – Однако в большинстве рассуждений на эту тему я пока не вижу никакой доказательной базы: никто ведь толком не говорит, какой «вклад» в уличные заторы вносят те или иные транспортные средства. Поэтому прежде чем что-то делать, нужно все посчитать».

Аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Антон Сафронов полагает, что рост цен, которым РАТЭК пугает потребителей, сильно преувеличен. По его словам, если идея властей будет реализована, товары, если и подорожают, то не очень значительно. «Ритейлорам придется менять логистические цепочки, соответственно вырастут и издержки, которые лягут на покупателя, – сказал «НИ» эксперт. – Но стоимость логистики в рознице не превышает 10% расходов торговли, а в большинстве случаев она находится в пределах 5%. Так что цены из-за нововведения вырастут максимум на 3%». Выходит, за перспективу быстрее передвигаться по городу, даже если запрет будет введен в указанные сроки, мы заплатим не такую уж большую цену. Тем более что есть шанс сэкономить время, нервы, горючее и, в конечном счете, те же деньги.

Так можно примирить интересы торговли, покупателей и автомобилистов или нет? Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин убежден, что можно, но не сразу. Инициатива городских властей, по его словам, хорошая, только ее надо тщательно продумать. Город одновременно должен избавляться от грузообразующих объектов. По словам эксперта, для начала надо сделать две вещи. Во-первых, создать в Москве специальные стоянки для грузовых автомобилей – по примеру Запада. «Смысл в том, что ни один грузовик не должен стоять на улице, – пояснил г-н Блинкин. – Он должен подъехать к своему разгрузочному терминалу, разгрузиться и уехать. Поэтому все эти грузовики вынесены на площадки. Во-вторых, сейчас через Москву идут гигантские торговые потоки, в столице эти товары не потребляются, здесь просто происходит логистическая обработка, и они идут куда-то дальше. От этого надо отказаться в первую очередь, поскольку это советское изобретение, связанное с плановой экономикой, которой уже нет».

"