Posted 17 октября 2007,, 20:00

Published 17 октября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:31

Updated 8 марта, 08:31

Коммунальная фикция

17 октября 2007, 20:00
Административные барьеры и высокая налоговая нагрузка стоят на пути создания товариществ собственников жилья, сообщил вчера министр регионального развития Дмитрий Козак, выступая на всероссийском совещании управляющих организаций в жилищной сфере. Собравшихся особенно беспокоят фиктивные конкурсы, на которых домовое хо

По последним данным Минрегионразвития, в России более 50% собственников домов выбрали форму управления домами. Это либо ТСЖ, либо частные управляющие компании (УК). «С момента принятия Жилищного кодекса РФ количество товариществ собственников жилья увеличилось в три раза, а за первое полугодие этого года – почти в 1,5 раза», – отметил Дмитрий Козак. Рост, конечно, солидный, но дело-то ведь начиналось практически с нуля. По словам министра, оно могло бы идти и быстрее, если бы не «забюрократизированность процесса создания товариществ и высокая налоговая нагрузка». Это и мешает более активно вовлекать граждан в управление жилищным фондом и привлекать частный капитал в сферу жилищно-коммунальных услуг.

Зампредседателя Совета Федерации Светлана Орлова считает, что создавать ТСЖ мешают и недостатки в нашем жилищном законодательстве. Комитет Госдумы по собственности ответил на это предложением внести в законы поправки о создании саморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными домами. Депутаты полагают, что «эти профессиональные сообщества гораздо эффективнее справились бы с проблемами жилищного сектора». Пока же на пути их создания стоят многочисленные чиновники, которые боятся потерять рычаги управления. И все это на фоне «жуткой монополизации сферы ЖКХ».

С монополией расставаться по доброй воле никто не хочет. Как сообщил начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС Владимир Ефимов, «большая часть управляющих компаний – это бывшие ДЕЗы, которые выигрывают фиктивные конкурсы». «В это же время вход на рынок других участников сдерживается административными барьерами, хотя именно частные УК работают более эффективно, а монополисту не нужно ни с кем конкурировать и думать о повышении качества услуг».

Надо сказать, что в эффективность частника население в отличие от властей еще до конца не верит. ДЕЗ – хоть и плохой, неповоротливый, жадный, но привычный. А когда придет УК, кто его знает, что будет. Заместитель руководителя департамента ЖКХ Москвы Михаил Рыбальченко привел последние данные: 75% москвичей выбрали в качестве управляющей организации эти самые ДЕЗы. «Теперь задача московского правительства – сделать из них настоящие частные УК», – отметил чиновник.

У участников совещания эта задача, поставленная таким образом, вызвала немало скепсиса: вывеску поменять несложно, работать по-новому куда сложнее, а ведь нынешний персонал ДЕЗов, развращенный монопольным положением, к этому не привык. Чтобы как-то смягчить настроения, г-н Рыбальченко сообщил: московское правительство приняло программу, по которой все дома, находившиеся до 1991 года в собственности города, будут отремонтированы за счет столичного бюджета.

Проблема ремонта как раз и тормозит создание ТСЖ, считают в комитете по законодательству Госдумы. По закону бывший наймодатель, то есть государство, обязан провести капремонт в доме, который в нем нуждался на момент приватизации. На деле огромное количество домов находятся в аварийном состоянии и не могут получить деньги на ремонт из фонда реформирования ЖКХ.

Заботит управленцев и то, что участники рынка находятся в неравных условиях: ТСЖ освободили от налога на прибыль, а частные УК – нет. Поэтому и остается ЖКХ по-прежнему непривлекательным для предпринимателей.

"