Posted 17 октября 2004,, 20:00

Published 17 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Россия хочет стать Либерией

17 октября 2004, 20:00
Небольшие страны Панама и Либерия – крупнейшие мировые морские державы. На их долю приходится треть грузового веса и почти четверть транспортных судов планеты. Причина – налоговые льготы, предоставляемые этими странами перевозчикам. Россия решила пойти либерийским путем с ноября этого года.

История плавания под удобными флагами (то есть под юрисдикцией того государства, которое предоставляет морякам наибольшие льготы) насчитывает сотни лет. На русских судах мальтийский стяг появился еще при Павле I. Сегодня кроме экс-державы крестоносцев у морских торговцев популярны Либерия, Багамы и Панама.

Эти государства забирают у подопечных транспортников 8–10% прибыли (для сравнения: Россия отнимает 35–45%), но выигрывают за счет того, что в стране с льготным налогообложением регистрируются суда из других стран. Например, Панаме такая политика ежегодно приносит 50 млн. долларов (5% госбюджета). Вслед за пионерами морских офшоров в 90-х годах устремились Дания, Норвегия, Португалия, Грузия, степная Монголия и даже сухопутная Боливия, все воды которой состоят из одного высокогорного озера Титикака.

По данным Министерства транспорта, сейчас российские судовладельцы контролируют около тысячи морских транспортных судов общей максимальной грузоподъемностью (дедвейт) более 11 млн. тонн. Из них под российским триколором ходят более 700 кораблей, остальные – под иностранными флагами. При этом в РФ зарегистрированы в основном малотоннажники. Их дедвейт в сумме не превышает 3,2 млн. тонн, то есть около трети тоннажа нашего торгового флота. Кроме того, средний возраст отечественных кораблей под нашим стягом – 20 лет, а под зарубежным – 8 лет. Все 34 транспортных судна, построенных по отечественным заказам за последние пять лет, ходят под знаменами офшоров.

Как утверждает замглавы Минтранса Сергей Аристов, принятие закона «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов», который бродит по властным коридорам с 1999 года, за семь лет увеличит российский транспортный флот на 750 судов, создаст 68 тыс. рабочих мест и будет напрямую пополнять государственную казну на сумму от 24 до 123 млн. долларов ежегодно. И это не считая роста внутреннего рынка морских судов с 50 до 700 млн. долларов.

Однако Минфин с Минтрансом не согласен. По его расчетам, принятие законопроекта приведет к «значительным потерям поступлений в доходную часть федерального бюджета от уплаты таможенных пошлин, к возникновению законодательного механизма для массового уклонения от уплаты таможенных платежей и создаст прецедент неправомерного предоставления запрещенных Налоговым кодексом льгот индивидуального характера». Минтранс возражает, что Россия и так не получает эти таможенные платежи и НДС, поскольку многие суда зарегистрированы в офшоре.

Очередная попытка прохождения закона через правительство назначена на следующий месяц. Между тем еще в июле премьер-министр Михаил Фрадков обещал, что в этом году документ все-таки будет принят.




По вине чиновников российские моряки оказались заложниками иностранных арендаторов

"