Рус
Eng
Какие реформы готовят Владимиру Путину (мнения экономистов)

Какие реформы готовят Владимиру Путину (мнения экономистов)

18 сентября 2017, 20:14Экономика
СМИ сообщают, что для предвыборной кампании Владимира Путина готовят пакет реформ, которые он может предложить на свой четвертый срок на посту президента. "НИ" решили выяснить у экономистов, какого рода новации имеются в виду.

Готовящиеся реформы затронут многие сферы, в том числе здравоохранение, образование и борьбу с коррупцией. Кроме того, могут быть затронуты темы укрепления позиций России в мире, а также свобода и новые возможности для граждан страны. Эти темы выделены на основе соцопросов, как наиболее волнующие электорат.

Источник издания рассказал, что работу над реформами в экономике координирует помощник президента Андрей Белоусов. Также свои предложения по этой теме представили экс-министр финансов Алексей Кудрин и бизнес-омбудсмен Борис Титов.

"НИ" попытались выяснить подробности всех вариантов, однако, выяснилось, что разработчики работает в атмосфере секретности и раскрывать детали не собираются. Тем не менее есть несколько интересных мнений.

Евгений Ясин, научный руководитель ГУ-ВШЭ, директор Экспертного института:

Какие именно должны проводиться реформы в стране, конечно, я знаю – это моя работа.

Есть несколько документов, обрисовывающих программу, готовят их три центра:«Центр стратегического развития» Алексея Кудрина;«Столыпинский клуб» Бориса Титова;Министерство экономического развития Максима Орешкина.

Путин дал команду учесть все три варианта. Я – сторонник предложений Кудрина, был бы удовлетворён, если бы максимально его вариант был принят к исполнению. Там идёт речь об ограничении роли государства в экономике. Нужно проводить приватизацию. Сейчас государство владеет 70% в объёме ВВП – это плохая рыночная экономика. Должно быть хотя бы 70% рынка и 30% - государства.

Нам нужна серьёзная судебная реформа и пересмотр полномочий правоохранительных органов. Судебная система просто штампует результат расследования силовых структур. Это затрудняет работу гражданского общества и бизнеса. Могу привести в пример моего друга и честного человека Никиту Белых. Зачем? Это означает, что система работает как при советской власти. А судебная система должна работать как «третья власть», а не штамповшиком расследований.

Необходима реформа государственного устройства и формирование федерального государства. На бумаге у нас есть все названия, а федеративность не реализована. Все деньги в регионы поступают из центра, местные власти не имеют достаточных полномочий. Надо выбирать губернаторов и увеличивать возможности местных органов власти. Так, как развивались земские органы управления после реформ Александра Второго. Это сократит дорогу избирателей к влиянию на принятие решений. Сейчас президент всё решает – это неправильно. Местные органы финансируются местными избирателями, должны быть местные налоги, за которые они же, местные органы власти и проголосовали. Сейчас есть только один такой налог – санитарный сбор. Считается, что граждане платят только 13%. Работодатели отчисляют взносы в пенсионный фонд, на здравоохранение – так не делается в развитых странах. Должна быть высокая зарплата и соответствующие платежи в эти фонды.

В программе Кудрина говорится и о реформе судебной системы, и о реформе местного самоуправления. Если не сделают то, о чём я говорю – не пойдёт дело. Здравоохранение, конечно же, требует реформирования. То, что сейчас происходит – это модернизация. Можно выделить больше денег на медицину и образование, но это не будет реформой. Нужно менять по содержанию, понять, что и как надо делать. Вот, сняли министра образования Ливанова, который знал, как реформировать систему, умел это делать, поставили Васильеву. И что? У меня это вызывает глубокое чувство неудовлетворения. От того, что дети будут креститься и получат единый учебник, наука, техника и экономика развиваться не будут.

Олег Буклемишев, директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ:

Моя позиция по поводу реформ довольно резкая. Реформы никто не обещает, с ними не выходят в качестве предвыборной программы. Их проводят политики в середине срока, а не объявляют заранее. Сразу возникают сомнения. Реформы не бывают безболезненными. Безболезненная реформа – это оксюморон. Кто-то должен нести издержки – либо бюджет, либо группы людей. Я не вижу шагов к соглашению, кто будет пострадавшим. Реформа – это всегда «затягивание поясов», чтобы в результате всем было лучше. Кто заплатит за реформы? Влиятельные группы интересов платить не хотят. Население, уровень жизни которого тоже снизился – не хочет.

Второй аспект – риски.

Без рисков реформ не бывает. Важно понимание, кто возьмет эти риски на себя, будет платить своей политической репутацией. За последние десять лет я что-то реформ не припоминаю. Были технические ходы и достройки в ручном режиме. Это всё не реформы. Реформа – более глубокое общественное преобразование экономического и социального сектора на следующем этапе. Не понятно, опять же, кто заинтересован? Кто будет продвигать? Кто будет преодолевать сопротивление групп интересов, которые хотят пользоваться незаслуженными привилегиями и рентой, как это сегодня происходит.

И ещё одна важная вещь, о которой забывают: кадровый состав людей на государственной службе за последнее время претерпел изменения не к лучшему. Должны быть элементарные навыки, умения и заинтересованность в тех изменениях, которые они проводят. Основная масса чиновников, за мизерным исключением хочет только одного – минимизировать риски и оставить всё как есть. Реформы делаются не «сверху», их проводят на рабочем уровне профессионалы, которые прикладывают свои усилия, навыки и знания.

Анастасия Алехнович, руководитель аналитического центра «Деловой России»:

Наша программа называется «Стратегия роста». Надеемся, что она будет принята, так как её основная цель – экономический рост и рост уровня жизни граждан.

Принято считать, что реформы всегда непопулярны, что за них обязательно кто-то должен платить. Это – не так. Классика макроэкономики доказывает неверность этой «связки». Реформы могут и должны иметь своей целью рост доходов населения, снижения непроизводственных затрат бизнеса за счет снижения ставок по кредитам снижения налогового и административного бремени , ликвидации избыточных требований и пр.

В своем документе мы как раз набор конкретных мер и реформ и предлагаем. И они могут быть осуществлены не за счет населения , а наоборот ключевой управленческий показатель программы - это рост количества высокопроизводительных рабочих мест на всей территории страны. А это означает рост заработных плат и рост доходов людей.

«Плата за реформы» - ущербная и ненормальная логика! Международный опыт реформ говорит о том, что реформы не обязательно должны быть непопулярны. Подтверждение этого - послевоенная Европа и «азиатские тигры», показывающие высокие темпы роста в результате проведённых реформ.

Есть отработанные после кризиса 2008 года рецепты многих стран по возобновлению экономического роста- снижение кредитных ставок, снижение налогов, стимулирование спроса, снижение неравенства доходов в экономике, и примеры проведения активной экономической политики

И мы обязаны использовать эти рецепты. Ведь благодаря им ожидается в среднем по миру рекордный рост экономик за последние 10 лет.

Нам важно поверить в свою экономику, в свой бизнес и людей и наконец перейти от сырьевой экономики к экономике миллионов частных компаний, работающих в несырьевом секторе, создающих рабочие места и создающих новое качество жизни на всей территории страны, а не только в Москве!

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter