Posted 18 сентября 2017,, 17:30

Published 18 сентября 2017,, 17:30

Modified 8 марта, 01:49

Updated 8 марта, 01:49

Эксперты: большие штрафы за овербукинг сыграют против авиапассажиров

Эксперты: большие штрафы за овербукинг сыграют против авиапассажиров

18 сентября 2017, 17:30
«Справедливая Россия» собирается внести в Госдуму законопроект, который ужесточит наказание за овербукинг - то есть продажу авиакомпаниями билетов, число которых превышает количество мест в самолетах. Эксперты расценивают идею как популисткую. Кроме того, наши компании окажутся в неравных условиях с конкурентами.
Сюжет
Авиация

Как сообщает РБК, автор законопроекта - первый зампредседателя комитета по энергетике Игорь Ананских.

Обратить внимание на овербукинг Ананских заставила статистика заполняемости самолетов: примерно 7–10% пассажиров обычно либо опаздывают на рейс, либо отказываются лететь по самым разным причинам. Поэтому авиакомпании страхуют сами себя и продают немного больше билетов, чем реальных мест в самолетах.

Однако схема срабатывает не всегда. Если вдруг все пассажиры прибыли в аэропорт и лететь не отказываются, тогда "лишним" предлагают полететь другим рейсом. Разумеется, что быть "лишним" за свои полноценные рубли или доллары никто не хочет, люди нервничают, рушатся их дальнейшее после прилета планы.

«Пассажиру, которого не пускают на борт самолета под надуманными предлогами, авиакомпания должна выплатить компенсацию в размере десятикратной стоимости билета», — предлагает Ананских ввести поправки в Воздушный кодекс.

В настоящее время согласно статье 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25 % установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50 % провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В 2015 году Минтранс разработал законопроект, которым предполагалось разрешить авиакомпаниям менять условия перевозок по своему усмотрению, в том числе при овербукинге. Целью инициативы было «нормативное закрепление возможности перебронирования». Но в 2016 году внесение законопроекта в Госдуму отложили.В прошлую пятницу 15 сентября депутат от Общероссийского народного фронта (ОНФ), член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев обратился к министру транспорта РФ Максиму Соколову с запросом о том, какие меры сейчас принимает Минтранс для нормативного урегулирования овербукинга.

Сами российские авиакомпании называют овербукинг антикризисной мерой и уже не раз просили власти узаконить такую деятельность.

Если же Дума примет популисткое предложение о 10-кратных штрафах за овербукинг, то пострадает в первую очередь ... пассажир! Потому вслед за этим придется и понимать цены на билеты.

- Западные перевозчики легально практикуют овербукинг: существуют прозрачные процедуры, подробно описанные в документах Международной ассоциации воздушного транспорта. - говорит гендиректор агентства делового туризма «Аэроклуб» Денис Матюхин.- Размер компенсаций в пользу пассажиров в случае отказа в посадке в самолет также четко определен. Штрафы достигают 600 евро в странах ЕС и четырехкратного размера стоимости билета (но не более 1 350 долларов) в США. В России же предлагают выплачивать пассажирам десятикратную компенсацию, не объясняя с чем именно связан такой размер штрафа. В этом смысле перевозчики оказываются в гораздо менее выгодных условиях. А значит, в случае, если штрафы за овербукинг появятся и будут приняты в заявленном размере, авиакомпаниям потребуется некий резервный запас денежных средств для урегулирования конфликтных ситуаций, что может спровоцировать рост стоимости билетов.

- Есть два основных тезиса: эти инициатива выглядит популистской и внесена депутатом не профильного комитета Государственной Думы. Поэтому велика вероятность того, что дальше профильного комитета она не пройдёт и не получит поддержку профильным ведомством – Министерством транспорта. Очевидно, что это предложение не в интересах авиакомпаний.- считает Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «АвиаПорт». -Второй аспект – позитивный. Эта дискуссия вернёт во внятное правовое поле само понятие «овербукинг», которое в нормативных актах вообще отсутствует. Прежде, чем рассуждать о величине штрафов, надо легализовать понятие. Это позволит авиаперевозчикам повысить рентабельность, увеличить прибыль. И, конечно, тогда необходимо вводить инструменты, которые после легализации защитят права пассажиров. Тогда от этой инициативы будет внятная польза.

- Я к самому этому предложению отношусь отрицательно. - заявил Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru .- Надо признать, что проблема существует. Но решать её надо не штрафами и не давлением на авиакомпании. Перевозчики зарабатывают деньги только на пассажирах, и на штрафные санкции они возьмут дополнительные деньги тоже с пассажиров. Это несправедливо и не эффективно. Проблема решена во всём мире десятилетия назад. Надо разрабатывать и принимать закон об овербукинге, четко прописывать там права и обязанности как авиакомпаний, так и пассажиров. То, что сейчас предлагает депутат – заплатим человеку в десятикратном размере и он пойдет с миром. Но он купил билет не для того, чтобы заработать, а для того, чтобы лететь. Не факт, что полученных денег хватит на приобретение нового билета – на следующий рейс могут остаться только билеты бизнес-класса, а они очень дорогие. Человек будет страдать. Необходимо принять закон и прописать в нём обязанность авиакомпании перевезти пассажира и заплатить компенсацию за каждый час ожидания следующего рейса.

- Я категорически против этой инициативы, отношусь к ней крайне негативно. Существует две инициативы – сделать билеты абсолютно дешёвыми и летать при этом. Надо выбирать одно из двух. Можно увеличить цены вдвое, количество пассажиров уменьшится. К этому надо стремиться? Инициатива бессмысленна. Продажа билетов – сложный бизнес. Попробуйте продавать ювелирные украшения и установить на них срок годности. С определённого момента золотое кольцо теряет полностью свою стоимость. Так и с креслами, с местами в самолёте – срок годности дорогого продукта.

Существует большое количество решений, чтобы всё работало. Инициатива о повышении штрафов разрушит бизнес, разорит авиакомпании. Очевидно же, что ни одна компания не мечтает о том, чтобы «кинуть» пассажира. Это – популистское предложение, все хотят понравится населению и бесплатно летать, уверен Алексей Синицкий, главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»

"