Posted 17 сентября 2015,, 21:00

Published 17 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:18

Updated 8 марта, 02:18

НИвсерьез

НИвсерьез

17 сентября 2015, 21:00
Кубышка прохудилась

Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что руководимое им ведомство не в состоянии пополнять Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ) в ближайшие годы. При этом министр сослался на реалии сегодняшнего дня – а именно, низкие цены на нефть и дефицитность бюджета, отметив, что «в этих условиях Резервный фонд будет только тратиться». Что касается Фонда национального благосостояния, то он, как пообещал Силуанов, будет пополняться – но только за счет курсовой разницы валют. Всего же в резервах, по расчетам Минфина, к концу 2018 года должно сохраниться не менее 2 трлн. рублей.

Напомним, что Резервный фонд и ФНБ были образованы 1 февраля 2008 года путем разделения Стабилизационного фонда, аккумулировавшего сверхдоходы от нефтяного экспорта. Первый предназначен для компенсации расходов на социальные нужды и погашение внешнего долга, второй используется для финансирования выплат пенсий.

Но ни одна из двух финансовых «подушек» не смягчили удар, который был нанесен по российской экономике в результате войны санкций, обвала рубля, падения цен на нефть и резкого оттока инвестиций. Еще весной министр финансов заявил, что Резервный фонд может быть исчерпан уже совсем скоро, к 2017 году. Тогда на нейтрализацию дефицита бюджета придется черпать обоими ковшами из ФНБ.

Впрочем, летом эксперты Минфина уточнили свои расчеты: согласно им, в 2018 году фонд сохранится, но в размере около 500 млрд. рублей. Позже г-н Силуанов добавил, что на 1 сентября 2015 года из Резервного фонда на неотложные текущие расходы было использовано 900 млрд. рублей.

Главный экономист «Дойче Банка» в России Ярослав Лисоволик в беседе с «НИ» признал, что ситуация с наполнением и бюджета и финансовых «подушек безопасности» сложная, но не драматическая. Во всяком случае, по прогнозам эксперта, до конца 2015 года, который уже не за горами, резервы резко оскудеть не должны, а бюджетный дефицит не разрастется до критического уровня. «Но если нефтяные цены останутся низкими в течение нескольких лет подряд, то тогда возникнет реальная угроза исчерпания всех наших фондов», – предупреждает г-н Лисоволик.

"