Posted 17 сентября 2013,, 20:00

Published 17 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:44

Updated 8 марта, 04:44

Цена проверки на дорогах

17 сентября 2013, 20:00
Вчера литовский министр иностранных дел Линас Линкявичюс обратился в органы Евросоюза (ЕС) с жалобой на действия российской таможни и неоправданные, по мнению Вильнюса, проверки литовских грузов. Россию обвиняют в применении дискриминационных мер, которые оказывают негативное воздействие на конкурентоспособность трансп

Дело в том, что на прошлой неделе Федеральная таможенная служба (ФТС) России приступила к более тщательному, чем прежде, досмотру литовских грузов. Товары, следующие грузовым транспортом с литовскими номерными знаками, ныне проходят на внутренних российских таможенных постах проверку с полной выгрузкой, а также с изъятием образцов на экспертизу. По подсчетам экспертов литовской Ассоциации перевозчиков Linava, однодневный совокупный простой всех 13 тыс. литовских фур, ездящих в Россию, обходится в 580 тыс. евро. Из-за дополнительных проволочек, удлиняющих сроки доставки грузов, перед литовскими перевозчиками возникла угроза потери части рынка.

«Вступив во Всемирную торговую организацию, Россия приняла на себя обязательства воздерживаться от действий, которые несовместимы с соглашением ВТО, тем не менее теперешние действия российской стороны доказывают обратное», – говорится в письме главы литовского внешнеполитического ведомства. В минувшую пятницу официальный Вильнюс вручил Москве ноту протеста в связи с ужесточением проверок литовских грузов российской таможней. В МИД этой прибалтийской страны был вызван российский посол Владимир Чхиквадзе, у которого попросили представить объяснения в связи с «применяющимися РФ дискриминационными мерами».

Каких-либо комментариев сложившейся ситуации со стороны российских официальных лиц еще не поступало. В Литве пока лишь выдвигают версии. Одна из них гласит, что Россия пытается оказать политическое давление на соседнюю страну. Напомним, в августе Литва выдала США российского гражданина Дмитрия Устинова, обвиненного американцами в незаконных операциях с оптическими приборами. Российские дипломаты отреагировали на это решение жестко, назвав его «очередным случаем контрабанды российского гражданина с территории третьей страны в США».

Согласно другой версии, ужесточение проверок на границе напрямую связано с тем, что начиная с 14 августа 2013 года ФТС планировала изменить условия международных перевозок. В частности, собирались увеличивать перечень документов для водителей-дальнобойщиков. При ввозе или транзите товаров через территорию России помимо книжки Международной торговой перевозки (или Carnet TIR) ФТС планировала потребовать с водителей еще так называемую национальную гарантию, то есть залог, таможенное сопровождение, поручительство. Введение новых требований ФТС объясняла многочисленными нарушениями правил перевозок. Тем не менее введение нового порядка оформления грузов было вначале отложено до 14 сентября, а затем ограничено лишь двумя – Сибирским и Дальневосточным – регионами. Некоторые литовские наблюдатели полагают, что отмену «национальной гарантии» для дальнобойщиков из ЕС Москва компенсировала ужесточением процедур проверок.

"