Posted 17 сентября 2006,, 20:00

Published 17 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:03

Updated 8 марта, 09:03

На страже рубля

17 сентября 2006, 20:00
При инфляции в 10% реальный курс рубля будет увеличиваться на 5–6%. Об этом заявил министр финансов Алексей Кудрин в субботу на заседании глав финансовых ведомств «стран семерки» в Сингапуре. Чрезмерное укрепление национальной валюты, считают отечественные эксперты, грозит серьезными проблемами российской экономике.
Сюжет
Деньги

Министр подчеркнул, что главной проблемой является не номинальный курс рубля, а укрепление среднего эффективного курса в результате инфляции. Соответственно, удерживание номинального курса делу не поможет. Г-н Кудрин отметил, что с 2002 года реальный курс отечественной валюты увеличился на 26%. Одновременно на 26% улучшились условия для импортных товаров и ухудшились – для продукции российского бизнеса.

Вместе с тем российские экономисты считают темпы роста эффективного курса заниженными. «Курс рубля не получится удержать даже на уровне 5–6%, ведь при инфляции меньше 10% в этом году рубль вырос на 7,9%, – отметил научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. – То есть прогноз министра не сбылся даже на момент его произнесения. А если еще учитывать и тот факт, что в следующем году даже официальная инфляция составит наверняка больше 10% из-за резкого роста тарифов, то выводы о росте курса можно сделать однозначные».

По словам г-на Делягина, укрепление рубля подрывает положение всех российских экспортеров, кроме нефтегазовой отрасли, впрочем, и доходы сырьевиков существенно снизятся. Комментируя возможные действия руководства страны для предотвращения негативных последствий укрепления

рубля, эксперт отметил, что Центробанк вполне мог бы сделать рост курса более пропорциональным росту конкурентоспособности экономики – порядка 2–3% в год. «Но для этого нужно осуществлять крупные модернизационные проекты, которые бы всасывали излишнюю рублевую массу».

В свою очередь, член комитета по бюджету и налогам Госдумы Оксана Дмитриева считает, что правительство могло бы и вовсе проводить плавную девальвацию российской валюты, либо зафиксировать ее курс по отношению к доллару. «Это сыграло бы положительную роль, поскольку повысило конкурентоспособность российских производителей и одновременно увеличило объем валютных резервов. Таким образом ведет свою экономическую политику, например, Китай», – отметила депутат. По ее словам, на инфляции это бы сказалось незначительно, прибавив к ее официальному значению не более 1–2%. «Тем не менее, – уверена собеседница «НИ», – Минфин подобную политику осуществлять не будет. Правительство волнует только проблема инфляции, а что у нас творится в экономике, его не интересует совсем».

Любопытно, что не все члены правительства разделяют озабоченность укреплением рубля. В частности, премьер Михаил Фрадков не раз подчеркивал, что постепенным укреплением курса рубля можно воспользоваться для импорта технологического оборудования, которое не производится в России. Так, по его мнению, сильный рубль создает нормальный стимул для перевода импорта в инвестиции, что сейчас наблюдается в автопроме. Умению премьера видеть хорошее во всем остается только позавидовать.

"