Posted 17 сентября 2003,, 20:00

Published 17 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Соломку подстелили

17 сентября 2003, 20:00
Вчера Госдума приняла в первом чтении проект Закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ». Дело сдвинулось с мертвой точки. Случилось это «всего» через 10 лет после того, как в России заговорили о необходимости создания системы страхования вкладов, и через 5 лет после последнего финансового кризиса.

Впрочем, наблюдателей нисколько не удивляет то, что именно у этого законопроекта оказалась такая сложная судьба. По словам экспертов, еще хорошо, что на преодоление всевозможных разногласий между правительством, ЦБ, банками и вкладчиками понадобились всего 10 лет. Нынешний вариант закона, разработанный Минэкономразвития и внесенный правительством в Думу, появился на свет в результате многочисленных компромиссов. Именно так заявил заместитель министра экономического развития Аркадий Дворкович, представляя свое «детище» законодателям.

По нынешнему законопроекту, все банки, работающие с деньгами населения, в обязательном порядке участвуют в создании и наполнении фонда страхования вкладов. В случае, если какая-либо кредитная организация оказывается неспособной выполнять свои обязательства перед вкладчиками, ее долги выплачиваются из общей банковской копилки. Тем гражданам, чей вклад не превышал 20 тысяч рублей, гарантируется стопроцентное возмещение ущерба. По вкладам от 20 тысяч рублей и выше размер компенсации составит 75%, но с одной оговоркой – общая сумма погашений при этом не должна превысить 100 тыс. рублей. По законопроекту, вкладчику обязаны выплатить компенсацию в течение 14–17 дней (сейчас после признания официального банкротства банка этот срок равен 3–4 месяцам). И депутаты отнеслись к этим нормам весьма благосклонно.

Гораздо большие споры вызвала дальнейшая судьба Сбербанка – вернее, роль, которая отводится этому банковскому гиганту в новой системе страхования вкладов. Павел Медведев считает, что в нынешнем варианте законопроект серьезно ущемляет интересы вкладчиков Сбербанка. Ведь сейчас вклады в него на 100% защищены государством. А если законопроект пройдет, то с 1 января 2007 года Сбербанк будет жить на общих основаниях: на него, так же как и на коммерческие банки, распространятся новые нормативы по страхованию вкладов. Однако «выкупить» банк, в котором сосредоточены сейчас до 70% от общей суммы всех вкладов физических лиц, будет намного сложнее, чем в случае с крахом любого коммерческого банка. По самым оптимистическим расчетам, денег страховой системы хватит на то, чтобы удовлетворить претензии вкладчиков Сбербанка на 2–3% и не более того.

Правда, вероятность разорения Сбербанка, по единодушному признанию экспертов, невелика. Однако даже такой гигант не застрахован от всевозможных потрясений. Не далее как за день до одобрения закона о страховании в первом чтении Москву потрясла новость о том, что вышли из строя все банкоматы Сбербанка. А более серьезные сбои в функционировании этого банка могут привести к частичной парализации российской финансовой системы.

Впрочем, у правительства свои аргументы. Аркадий Дворкович считает, что предлагаемый механизм страхования позволит усилить конкуренцию в банковском секторе, быстрей покончить с монополией Сбербанка на розничном рынке. Если сейчас его доля на рынке равна 66%, то через несколько лет она может сократиться до 50%. И потом, как подчеркивают авторы законопроекта, речь не идет о том, что государство готово бросить Сбербанк в трудную минуту на произвол судьбы: если у крупнейшего банка страны возникнут серьезные проблемы с ликвидностью и погашением обязательств, он, по новому законопроекту, всегда сможет обратиться к правительству с просьбой восполнить дефицит его средств из бюджета.

Так что противоречия сохраняются. Однако Павел Медведев дал понять, что теперь они не будут «тормозить» дальнейшее прохождение законопроекта в Думе. И правительство, и депутаты, и коммерческие банки осознают, что необходимость в принятии закона о страховании назрела. России предстоит пережить еще не один банковский кризис, подчеркивают эксперты. И если не принять закон, то вкладчики останутся такими же незащищенными перед лицом финансовых потрясений, как и в 1991, 1994 и 1998 годах.



"