Posted 17 августа 2009,, 20:00

Published 17 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:18

Updated 8 марта, 07:18

Избитые сливки

17 августа 2009, 20:00
На прошлой неделе Россельхознадзор обнаружил в молочной продукции четырех литовских заводов, представленных на нашем рынке, остатки антибиотика тетрациклина. Ведомство приняло решение с 17 августа ограничить поставки в Россию молока, сливочного масла, сметаны и творога, произведенных на предприятиях Rokiskio suris, Zem

Исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов на днях признал: «У нас количество войн – газовых, молочных, фруктовых – множится день ото дня, и во всех событиях, связанных с запретом на ввоз какой-либо продукции на территорию России, мы ищем политический контекст. С одной стороны, здесь есть реальные причины – наличие антибиотиков в этих товарах. Но, с другой стороны, это может быть некий сигнал литовскому руководству, которое занимает не совсем дружественную позицию в отношении Москвы».

Вильнюс придерживается мнения, что этот эпизод – часть торговой войны, объявленной Россией. Как отметил директор государственной продовольственно-ветеринарной службы Литвы Казимирас Лукаускас, во взятых на указанных заводах пробах молочной продукции «не найдено ничего запрещенного». В настоящее время литовские производители занимают, по экспертным оценкам, около 15% российского молочного рынка. 5% из них приходится как раз на те заводы, продукцию которых исследовал Россельхознадзор. Однако для нашего потребителя запрет вряд ли станет трагическим. По данным того же Российского союза предприятий молочной отрасли, мы процентов на 84 сами обеспечиваем себя, так что никакой катастрофы не будет.

По словам посла РФ в Литве Владимира Чхиквадзе, принятые со стороны России ограничения – вынужденные меры по защите экономических интересов страны, они не направлены на дискриминацию литовских компаний. В рамках разрешения конфликта Россельхознадзор направил письмо в литовскую ветеринарную службу с просьбой провести надлежащее расследование. Однако проблема еще и в том, что подходы к стандартизации продуктов питания в ЕС и России разнятся. Так, в странах Евросоюза допускают наличие посторонних веществ в молоке в количестве 100 микрограммов на 1 кг. У нас же нормы гораздо жестче. «Наши требования к производству некоторых продуктов питания, в частности сыра, более жесткие, чем в ЕС. И мы имеем на это полное право», – подчеркнула в разговоре с «НИ» ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова. По ее словам, жесткий регламент, введенный Россией, не имеет политической подоплеки. «Кроме того, и сам ЕС предъявляет не менее жесткие требования в отношении многих отраслей, – подчеркивает г-жа Рыбалова. – Например, после вступления Украины в ВТО их молочная продукция прошла не одну проверку Евросоюза и неоднократно подвергалась критике. И это нормально».

По ее словам, отечественный рынок молочной продукции и так достаточно насыщен. «В России производят массу качественной конкурентоспособной продукции, – отмечает эксперт. – Наши заводы уже давно научились делать качественный голландский сыр, «масдам», «бри» и многие другие виды. Мы совершенно спокойно проживем без литовской продукции». Ничего критичного в приостановке экспорта из Литвы не видит и г-н Лабинов. «Есть два сегмента молочного рынка, где доля импорта более весома и чувствительна, – это сливочное масло и сыр, но основные поставщики сыра на российский рынок – Белоруссия, Украина и Германия», – подчеркнул он.

По мнению экспертов, инцидент может быть исчерпан в самое ближайшее время. Об этом говорят и представители обеих сторон. Однако при негативном развитии событий экспорт из Литвы может остановиться на год и больше.

"