Posted 17 августа 2006,, 20:00

Published 17 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:07

Updated 8 марта, 09:07

Мобильная демонополизация

Мобильная демонополизация

17 августа 2006, 20:00
Вчера Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении трех лидеров рынка мобильной связи – МТС, «Мегафона» и «ВымпелКома» («БиЛайна»). Операторов подозревают в том, что, устанавливая способ взаиморасчета между собой, они договорились о тарифах значительно меньших, чем для других сотовых компаний. В ФАС не

В заявлении ФАС говорится, что за один и тот же объем трафика внутри сетей «большой тройки» вызывающий оператор платит 95 коп., а «чужой» – 1,1 руб. Такая разница оплаты за входящий звонок (16%), по мнению антимонопольщиков, несправедлива, поскольку ставит региональные компании и новичков сотового рынка в неравные условия с уже раскрученными федеральными акулами мобильного бизнеса. Мало того, все, кому не посчастливилось войти в троицу избранных, «ставятся фактически на грань выживания». Рассмотрение дела назначено на 28 сентября. Если факт нарушения антимонопольного законодательства будет установлен, МТС, «Мегафон» и «ВымпелКом» должны будут перечислить в федеральный бюджет незаконно полученную прибыль, а также вернуть ситуацию на рынке в первоначальное состояние. Сотовые операторы, в отношении которых «тройка» вела себя некорректно, смогут потребовать возмещения убытков в судебном порядке.

ФАС тем временем продолжает изучать, насколько законно объявленное операторами удорожание первой минуты разговора. Как рассказал «НИ» заместитель начальника управления по контролю и надзору в области связи Дмитрий Рутенберг, предоставленной компаниями информации по этому поводу оказалось недостаточно, чтобы установить факт заранее согласованных действий. Поэтому сейчас им направлены дополнительные письма, и в конце августа антимонопольщики надеются принять решение. Г-н Рутенберг не исключают, что удорожание первой минуты разговора может также стать поводом для возбуждения дела.

По мнению президента Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, косвенные доказательства сговора здесь налицо. Это и синхронность действий, и приблизительно одинаковая сумма удорожания. «Также настораживает тот факт, что ни один из операторов «большой тройки» не использовал удорожание первой минуты конкурентом в своих интересах, – пояснил г-н Янин «НИ». – А ведь любой из них мог бы сделать из этого неплохой маркетинговый ход, заявив: в то время как остальные операторы повышают стоимость услуг, я продолжаю оказывать их по старым тарифам».

Если удорожание первой минуты признают незаконным, полученная от этих действий прибыль компаний отправится в бюджет, а абоненты смогут требовать компенсации необоснованных расходов в суде. «В этом отличие российского антимонопольного законодательства от американского, – поясняет Дмитрий Рутенберг. – В США антимонопольный орган может взыскать с нарушителя компенсацию в пользу пострадавшей стороны. В России же пострадавшие ищут справедливости в суде самостоятельно».