Posted 17 июля 2007,, 20:00

Published 17 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:32

Updated 8 марта, 08:32

Денег на всех не хватит

Денег на всех не хватит

17 июля 2007, 20:00
Президент еще не успел подписать прошедший обе палаты парламента закон о создании Фонда содействия реформированию ЖКХ, а депутаты уже готовят поправки к документу. Дело в том, что регионы один за другим обнаруживают, что они просто не смогут получить средства, выделенные на реформу. И пока закон не изменят, деньги, пох

Директор департамента жилищной политики Иркутской области Петр Воронин досадовал на состоявшемся в понедельник заседании региональной администрации: «Ни одна территория региона не отвечает требованиям закона о формировании Фонда содействия реформированию ЖКХ. Не решен вопрос об освобождении Товариществ собственников жилья (ТСЖ) от налога на землю, прибыль и имущество. Налоги, которые выпадают из бюджета области, в этом случае несоизмеримы со средствами, которые мы можем получить из Фонда содействия реформированию ЖКХ».

Похожая ситуация складывается и в других регионах страны. Так, например, вице-мэр Смоленска Владимир Лобовский сообщил «НИ», что город при нынешнем механизме распределения финансирования не сможет претендовать на деньги фонда. По закону получателями средств могут быть только некоммерческие управляющие компании, в уставном капитале которых доля государства составляет менее 25%. На деньги могут претендовать и ТСЖ, если на муниципальном рынке коммунальных услуг они занимают не менее 10% в настоящее время, и не менее 30% – к 2009 году. Эти ограничения отсеивают не только Иркутск и Смоленск, но и большинство других городов. Дело в том, что управляющие компании (в первую очередь ДЕЗы) в основном еще не приватизированы, а ТСЖ появляются очень медленно из-за страшных бюрократических затяжек, связанных с межеванием земли. А ведь существует еще 12 условий, при выполнении которых можно рассчитывать на деньги фонда – они отсекают от средств абсолютно все регионы, даже самые богатые.

Большинство из условий – следствия банальных юридических недоработок, перекрывающих путь модернизации ЖКХ. Скажем, Москва не может претендовать на средства фонда потому, что для этого ей пришлось бы прекратить перекрестное субсидирование, то есть перестать сдерживать рост тарифов за счет города. Но «отпустить цены» власти столицы тоже не могут, причем не из-за угрозы массовых протестов, а из-за другого федерального закона, согласно которому государство определяет максимальные тарифы, превышать которые субъект Федерации не имеет права.

Кроме этих и других юридических недоработок есть в законе и другие, мягко говоря, спорные нововведения. Например, жильцы должны оплачивать не менее 5% от стоимости капитального ремонта. «Чем хуже состояние здания, тем дороже ремонт, но в ветхих домах живут наиболее бедные граждане, большинство из них пенсионеры – откуда им накопить эти средства?» – возмущается депутат Госдумы Галина Хованская, считающая условия распределения средств фонда абсурдными. Специалист приводит и другие аргументы: если дом признан аварийным, власть должна немедленно отселять жильцов, но жилищного фонда социального использования в 99% случаев у местных властей нет. Поэтому они никогда и не спешат признавать дом аварийным. К тому же, по закону на средства фонда могут быть отремонтированы только те дома, которые получили аварийный статус до 1 января 2007 года.

Жесткие и в большинстве случаев вовсе невыполнимые условия распределения средств появились не случайно. Изначально планировалось направить все 240 млрд. руб. на снос ветхого жилья, и этих денег по состоянию на 1 января 2007 года было ровно столько, сколько и нужно для этой цели. Но потом внесли коррективу: лишь 40% средств должны использоваться на снос, остальное – на ремонт. Получается, как ни крои, денег на всех все равно не хватит. Представители региональных властей в кулуарах откровенно признаются, что единственный путь – это фальсификация статистики: скажем, можно запросто зарегистрировать достаточное количество фиктивных ТСЖ, чтобы обеспечить нужный процент для получения средств.

Правда, некоторые депутаты не теряют надежду, что все еще можно исправить. «Владимир Путин еще может не подписать закон и отправить его на доработку, – сообщила «НИ» Галина Хованская. – А я тем временем уже готовлю поправки, которые изменяют условия получения средств. При нынешних условиях закон не заработает».

"