Posted 17 июня 2014,, 20:00

Published 17 июня 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:31

Updated 8 марта, 04:31

Доход пустят в расход

Доход пустят в расход

17 июня 2014, 20:00
Как заявил вчера директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин, колебания цен на нефть, которые вызваны нестабильностью в Ираке, окажут на российский бюджет незначительный эффект. Напомним, что наступление группировок исламистов на севере Ирака спровоцировало рост цен на мирово
Сюжет
Бюджет

За прошлую неделю на фоне активизации боевых действий в Ираке нефтяные цены выросли до десятимесячного максимума. Так, североморская марка Brent в минувшую пятницу подорожала на 4% до 114,69 долларов за баррель. Цена российской нефти Urals рассчитывается на базе марки Brent за вычетом дисконта из-за того, что российская нефть является более тяжелой с повышенным содержанием серы. В настоящий момент Urals котируется на уровне примерно 106,5 доллара за баррель.

Отметим, что трехлетний бюджет РФ на 2014–2016 годы сформирован на прогнозе гораздо более низких цен на нефть – 93 доллара за баррель в 2014 году и 95 долларов за баррель в 2015–2016 годах. «С учетом таких пессимистичных параметров запас прочности и роста действительно есть, но социальные потребности (исполнение «майских указов» президента, интеграция Крыма в экономическую систему страны. – «НИ») тоже прогрессивно растут, и потому ощущение от создания такой подушки безопасности нивелируется», – сказал «НИ» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

«Это (резкий рост цен. – «НИ») очень ситуативная реакция рынка, и я бы не рассчитывал, что это станет долгосрочной тенденцией, которая продержится до конца года, – сообщил «НИ» президент Института энергетической политики, экс-замглавы Минэнерго РФ Владимир Милов. – Тем более что сейчас намечается встречный тренд – снятие санкций с Ирана».

По словам эксперта, Запад в этом вопросе проявляет серьезную инициативу. Давать прогнозы пока еще рано, но выход иранской нефти на мировой рынок – это значимый фактор, который может изменить ситуацию в регионе и повлиять на нефтяные цены, тем самым косвенно оказав влияние и на доходы российского бюджета.

Как отмечает Александр Пасечник, высокая цена нефти – это однозначно хорошо для бюджета, но нужно помнить и о конъюнктурных рисках. Несмотря на декларирование необходимости ухода от сырьевой зависимости, экономика РФ остается очень сильно завязана на нефтегазовых деньгах. Так, по данным Счетной палаты, доля нефтегазовых доходов федерального бюджета в этом году возрастет с 41,8% до 52,5%, что приведет к сокращению ненефтегазовых доходов на 4,4% до показателя в 47,5%. А объем доходов от реализации углеводородных ресурсов в структуре ВВП вырастет с 9,4% до 10,1%.

В Минфине заявляют, что большая часть роста цен на нефть будет нивелирована колебаниями курса рубля в сторону его укрепления. Тем не менее Минфин уже разработал проект поправок к закону о федеральном бюджете, в котором прописаны дополнительные доходы на уровне 748,2 млрд. рублей. Они складываются именно из нефтегазовых доходов, которые в 2014 году увеличатся сверх заложенного в бюджете на 1 трлн. 39,8 млрд. рублей. При этом незапланированная заранее финансовая поддержка Крыма в этом году, по оценке Минфина, обойдется бюджету РФ в 243 млрд. рублей.

"