Posted 17 июня 2009,, 20:00

Published 17 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:22

Updated 8 марта, 07:22

Цена «металлолома»

Цена «металлолома»

17 июня 2009, 20:00
Министерство природных ресурсов и экологии РФ подготовило поправки в законодательство, предусматривающие усиление ответственности автовладельцев за утилизацию бесхозных или вышедших из эксплуатации автотранспортных средств. Среди предложенных мер, которые сейчас согласуются в других министерствах и ведомствах, – матери

Старую машину «на ходу» можно продать, очень старую развалину – только выбросить. Было бы куда. В крупных городах это проблема худо-бедно решается, в провинциальных – практически нет. Природа этой серьезнейшей российской задачки лежит на поверхности: с одной стороны, забота об утилизации старой или аварийной машины полностью лежит на ее хозяине, а с другой – в стране до сих пор просто не существует ни законов, ни условий, чтобы он эту заботу проявлял. Владелец отжившего свое автомобиля сегодня должен сам оплатить его вывоз и утилизацию, причем без каких-либо льгот. Такие авто, как правило, находятся в собственности людей явно небогатых. Поэтому хозяевам рухляди, увы, проще тайком отогнать одряхлевшего «коня» в чисто поле и бросить его там или бросить где попало, скрутив номера, чтобы умер своей смертью или хоть на запчасти кто растащил.

Сегодня, по данным МВД России, в РФ зарегистрировано свыше 38 млн. единиц автотранспортных средств. Из них свыше 48% старше 10 лет. По данным Минприроды РФ, порядка 400 тыс. ветхих автомобилей брошены владельцами или разукомплектованы. Выявлять, разыскивать и привлекать к административной ответственности владельцев таких авто пока тоже нет ни законодательных оснований, ни физической возможности. А в глубинке нет еще и необходимой для утилизации инфраструктуры.

«Во многих развитых странах проблема утилизации и переработки старых и аварийных автомобилей давно решена, – рассказал «НИ» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Во-первых, там отработан законодательный механизм для этого, а во-вторых, во многих странах автовладельцев материально стимулируют сдавать машину на утилизацию.

Например, цена утилизации закладывается в саму стоимость автомобиля, а при утилизации эти деньги владельцу возвращаются. Как при сдаче стеклянных бутылок. И это работает».

Впрочем, нельзя сказать, что проблема это чисто российская. Например, по данным британской ассоциации автомобилистов RAC Foundation, ежегодно в Великобритании бросается 300 тыс. автомобилей, а затраты на их уборку с улиц и утилизацию превышают 200 млн. фунтов в год. Зато в Канаде при сдаче в утиль старого автомобиля можно получить купон на 1 тыс. для покупки любого нового автомобиля GM либо на 300 долларов для покупки велосипеда или же единый проездной билет на все виды транспорта на шесть месяцев. Меры скромные, но, говорят, канадцы этими льготами не пренебрегают. В период кризиса многие «автомобильные» страны (в частности, Германия, Франция, Великобритания) при утилизации старого авто стали давать бонусы в несколько тысяч евро (или фунтов в английском варианте) на покупку нового. Продажи стали резко расти.

Похожие меры предлагает и Минприроды РФ, который подготовил поправки в Кодекс об административных правонарушениях в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», а также в постановление правительства, регламентирующее порядок снятия с учета автотранпортных средств. Поправки предусматривают упрощение до уведомительного уровня процедуры снятия ветхого или не подлежащего ремонту автомобиля с учета, введение «экологически чистых» методов утилизации, штрафы за несоблюдение правил размещения потерявших потребительские свойства автомобилей. Также предложено ввести специальные сертификаты на сумму до 50 тыс. руб. за сданное в утиль авто с зачетом этих денег при покупке нового отечественного автомобиля или экологически чистого моторного топлива. Цель ставится двойная – защитить природу и стимулировать родной автопром.

Последнее, кстати, сейчас весьма актуально. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в мае спрос на отечественные автомобили упал на 58%. А производство легковых авто, по данным Росстата, в первом квартале 2009 года сократилось почти на 63%. Большинство отечественных заводов в этом году останавливали конвейеры.

"