Posted 17 мая 2015,, 21:00

Published 17 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:23

Updated 8 марта, 02:23

Роскошь, а не средство передвижения

Роскошь, а не средство передвижения

17 мая 2015, 21:00
Российский авторынок в апреле сократился на 41,5%. Продажи новых авто в прошлом месяце на территории нашей страны составили 132,4 тыс. машин, что на 94 тыс. машин меньше, чем было продано за тот же месяц годом ранее. Это рекордно низкий показатель за последние десять лет. С начала года рынок показал максимальное падени

Как отмечает глава комитета АЕБ Йорг Шрайбер, рынок продаж новых автомобилей достиг в апреле самой низкой точки за десятилетнюю историю российской статистики АЕБ. «Только в 2009 году в этом месяце продажи были такими же слабыми, хотя результат был несколько лучше (136 тыс. единиц)», – заявил г-н Шрайбер. По его мнению, схожесть с кризисным 2009 годом демонстрирует всю серьезность текущей ситуации.

Лидер российского рынка – «АвтоВАЗ» – реализовал в прошлом месяце 22,8 тыс. машин, что на 38% меньше, чем в апреле прошлого года. В процентном выражении российские продажи сильнее других упали в апреле у компаний Honda (–84%), Subaru (–79%), Ssang Yong (–78%), Volvo (–77%), Peugeot (–76%), Suzuki (–75%), Jeep (–71%). Наименьшее снижение объемов реализации зафиксировано у российского производителя «УАЗ»: продажи составили 4,9 тыс. машин, что всего лишь на 3% меньше по сравнению с прошлогодним результатом. Относительно успешный результат завода объясняется госзакупками и реализацией госпрограмм по льготному автокредитованию и утилизации старых автомобилей.

Рост продаж среди всех автомобильных брендов, представленных в России, в апреле продемонстрировали только два: японский Lexus, объем реализации у которого составил 2,2 тыс. машин (+5%), и немецкий Porsche – 537 автомобилей (+12%). Спрос на все остальные марки премиум-сегмента в прошлом месяце снизился.

Основную причину происходящего эксперты видят в охлаждении интереса россиян к автокредитам. Число выданных в первом квартале 2015 года автокредитов сократилось более чем на 74%. Нетрудно заметить, что на протяжении нулевых годов авторынок рос вместе со всеми остальными рынками. Но взрывной рост случился примерно тогда же, когда и на рынке недвижимости, – в 2005 году. Это объясняется очень просто: оба эти рынка очень сильно зависят от кредитования. Авторынок рос очень высокими темпами вплоть до 2009 года. В том кризисном году он упал на 50%, то есть почти на столько же, как и сейчас.

«Если посмотреть на объем выданных автокредитов (на которые в последние годы покупалось до 50% новых и 12–15% подержанных автомобилей), то станет понятно, что авторынок разгонялся и тормозил вместе с кредитами. Но кредиты тоже не в космосе выдают – они отражают общую экономическую ситуацию и динамику доходов населения. Так что ничего удивительного в таких колебаниях авторынка нет», – сказал «НИ» управляющий партнер инвестиционной компании «Неокон» Денис Ракша. По его мнению, падение продаж на 50%, которое ожидается по итогам 2015 года, отбросит российский авторынок в начало нулевых – тем более что тогда тоже почти не было кредитов.

По мнению опрошенных «НИ» экспертов, ситуация с резким падением продаж чревата тем, что она не позволит многим автопроизводителям сохранить производство. Не исключено, что GM и Opel будут не единственными, кто закроет свои заводы – пусть даже и временно. А те, кто не закроет, точно сократят и объемы выпуска, и персонал. Во всяком случае, в отношении перспектив оживления рынка Денис Ракша настроен пессимистично: «Вся эта ситуация надолго. Во-первых, потому, что произошла девальвация рубля. Конечно, автопроизводители не сошли с ума: они не стали повышать цены сразу в два раза. Но потихоньку повысят их до того уровня, который будет соответствовать реальной стоимости авто в долларах или евро. Во-вторых, потому, что падают доходы населения – как в долларовом выражении, так и в номинальном. Кредит же не «оживет» еще года два».

Вместе с тем падение спроса на иномарки и наметившийся уход иностранных автопроизводителей из России может дать стимул отечественному автопрому. «Уход иностранных брендов из России ожидаем, их долю рынка займут автомобили местной сборки. Сейчас самое время для развития отечественного автопрома –инвестируя в инновации и выпуская в продажу новые современные модели, «АвтоВАЗ» сможет не только укрепить свои позиции в России, но и выйти на зарубежные рынки, например, стран СНГ», – предположил в беседе с «НИ» руководитель отдела продаж «АвтоСпецЦентр Инфинити» Алексей Забелкин. По его мнению, для производителей, расширявших в последние годы производство на территории РФ, ситуация не критична – с учетом ослабления рубля по отношению к иностранным валютам сборка автомобилей у нас в стране стала заметно выгоднее, чем раньше, и теперь наши производства смогут работать на экспорт.

С таким мнением не согласилась первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова: «По данным Минпромторга, с начала апреля по начало мая по льготной программе автокредитования удалось продать 19,1 тысячи автомобилей в России. При этом до конца 2015 года государство на эту программу выделяет только 1,5 миллиарда рублей. Несмотря на активную поддержку государства (которое берет на себя часть расходов) и низкие ставки, россияне не готовы покупать транспортные средства – автомобиль снова стал признаком роскоши». Эксперт добавила, что ежемесячные траты среднего россиянина сегодня в основном уходят на продукты питания, оплату услуг ЖКХ, налогов и предметы первой необходимости. Для автомобиля в этом списке места нет.

Между тем сокращение авторынка будет иметь и значительные негативные социальные последствия, опасаются эксперты. «Рынок труда в автомобильном сегменте уже сейчас переживает непростые времена. Количество вакансий в автопроме с начала года снизилось на 25%, в сфере продаж авто – на 22%. При этом количество соискателей, ищущих здесь работу, не увеличилось (в сфере продаж авто даже снизилось на 4%). Это может свидетельствовать о том, что специалисты, видя неблагоприятную ситуацию, приняли решение сменить сферу деятельности», - сказал «НИ» руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob.ru Павел Лебедев.

Перспективы оживления отечественного авторынка пока вызывают большие сомнения специалистов. «Динамика сокращения количества реализованных автомобилей будет сохраняться до начала стабилизации экономики России, которую можно ожидать не ранее 2016 года», – сказал «НИ» руководитель аналитического отдела брокерской компании Romanov Capital Павел Щипанов. При этом эксперт возлагает наибольшую надежду на начало реализации мер по государственной поддержке ведущих производителей этой отрасли, под которую в правительстве РФ было зарезервировано более 10 млрд. рублей.

Еще одним условием стабилизации предкризисной ситуации в автомобилестроении собеседнику «НИ» видится снижение ключевой процентной ставки ЦБ РФ с нынешних 12,5% до уровня в 8–9%, что будет стимулировать получение автокредитов, а следовательно, и покупку транспортных средств.

Швеция: Saab исчез, Volvo взлетел

Швеция считается крупным игроком на мировом автомобильном рынке. До кризиса 2008 года в стране действовали четыре автомобильных концерна: Saab и Volvo Personvagnar, производившие легковушки, а также Volvo AB и Scania, изготавливавшие грузовики, автобусы и спецтехнику. Отрасль давала работу 140 тыс. человек, что выводило Швецию на третье место в Европе после Германии и Словакии по количеству сотрудников автопрома относительно общего числа занятых в индустрии. Доля автопрома в экспорте составляла 15%. Общее число транспортных средств, выпускаемых в год, достигало миллиона единиц.
«Черный» 2008 год ударил по всей шведской промышленности, но сильнее других отраслей пострадала именно автомобильная. Исчез «малыш» Saab, небольшие объемы производства которого не позволили этой марке выжить в ужесточившейся глобальной конкуренции. Более крупный Volvo Personvagnar спасся лишь потому, что компанию приобрел китайский концерн Geely, сделавший крупные инвестиции в шведскую «дочку». Правительство Швеции в 2009 году, стремясь спасти отечественный автопром, выделило около 3 млрд. евро на его поддержку. Львиная доля средств пошла на кредиты автомобильным компаниям и их субподрядчикам, остальные деньги аккумулировали в нескольких госпредприятиях, разрабатывавших новые технологические решения для автопрома.
Уже к 2010 году кризис был в целом преодолен. В 2013 году объем продаж машин лишь на 10% недотягивали до рекордного 2007 года. Что же касается Volvo Personvagnar, то компания находится на взлете, невиданном со времен предкризисного 2007 года. В этом году впервые за семь лет на гетеборгской фабрике Volvo введена ночная смена – так велик спрос в мире на новую модель XC90.
Виктор КОНОНОВ, Стокгольм


Южная Корея: автопром катится вниз

Автомобильная промышленность традиционно занимала особое место в экономике Южной Кореи. Даже в местных школьных учебниках записана дата – 1976 год, когда с конвейера «Хёнде моторз» сошел первый автомобиль, сделанный целиком и полностью на основе корейских технологий. Южная Корея стала второй после Японии страной Азии, которая не просто наладила выпуск собственных автомобилей, но и вошла в число ведущих мировых автопроизводителей.
Не в последнюю очередь этот успех объяснялся прямыми и косвенными государственными субсидиями, которые шли чеболям – огромным корпорациями, частью которых было в том числе и автопроизводство. Постепенно хай-тек и компьютерные технологии превратились во флагман корейской индустрии, и значимость производства автомобилей для экономики стала снижаться. Это привело к сокращению госсубсидий автопрому, что часто называют одной из причин некоторого снижения конкурентоспособности его продукции. Себестоимость производства машин растет. Соответственно растет и их стоимость.
Тем не менее из семерки ведущих автопроизводителей мира Южная Корея едва ли выпадет в обозримом будущем. Да и менее значимым автопром для ее экономики вряд ли станет. Сейчас, согласно данным министерства инновационного развития, на автопром приходится 10% промышленного производства в стране.
Ольга КИМ, Сеул
"