Posted 17 мая 2015,, 21:00

Published 17 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:57

Updated 8 марта, 03:57

Погружение в трясину

17 мая 2015, 21:00
Спад ВВП России в I квартале текущего года, по данным Росстата, составил 1,9%. Это чуть лучше предварительной оценки Минэкономразвития (МЭР) – 2,2%, обнародованной в конце апреля. Последний раз снижение квартального ВВП в годовом выражении было зафиксировано в IV квартале 2009-го. «Отрицательное влияние на динамику ВВП

Минэкономразвития ожидает усиления спада ВВП во II квартале, поясняя, что реальный сектор экономики дольше выходит из кризиса, чем финансовые рынки. А по итогам года прогнозирует спад на уровне 2,8%.

Соответствующие иностранные консенсус-прогнозы выглядят заметно пессимистичнее. Так, Bloomberg, при нынешних ценах на нефть, дает цифру спада российского ВВП в 4%, Европейский банк реконструкции и развития – 4,5%. В январском исследовании Всемирного банка «Глобальные экономические перспективы» говорилось о вероятном снижении российского ВВП на 2,9% по итогам 2015 года. Любопытно, что тогда нефть марки Brent стоила 46 долларов за баррель, а не 66, как сейчас.

Между тем весь прошлый год ВВП увеличивался: в I квартале рост составил 0,6% в годовом выражении, во II квартале – 0,7%, в III квартале – 0,9%, в IV квартале – 0,4%. Всего же за 2014 год показатель вырос на 0,6%.

В своем мартовском отчете МЭР утверждает, что в 2016-м отечественная экономика непременно укрепится. Так, ВВП повысится на 2,8%, инфляция замедлится до 7–8%, а реальные доходы населения вырастут на 1% с небольшим. МЭР прогнозирует укрепление рубля с августа-сентября 2015 года почти вне зависимости от цен на нефть. В случае постепенной отмены санкций – до 40 рублей за доллар. В ведомстве Алексея Улюкаева предполагают также, что в 2018 году нефть может вернуться к цене до 80 долларов за баррель. И даже, в ином сценарии, к 100 долларам. Если этот прогноз сбудется, то рост отечественной экономики наверняка не заставит себя ждать.

В общем, лучшая по сравнению с первоначальными ожиданиями динамика экономики позволяет властям делать оптимистичные выводы. «Постоянное апеллирование к кризису уже неуместно. Необходимо переходить к повестке развития, – заявил на днях первый вице-премьер Игорь Шувалов. – Нельзя сказать, что у нас все здорово. Но такого кризисного состояния, в отношении которого мы отрабатывали все мероприятия нашего антикризисного плана и рассматривали увеличение финансирования, такой ситуации сейчас нет».

Эту оценку разделяют далеко не все аналитики. «Я не рассчитываю в этом году на быстрый выход из рецессии, равно как и на рост экономики, – сказал «НИ» замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов. – Падение ВВП в 2015 году может составить 3–3,5%. Причины – в ситуации на валютном рынке и в высоком уровне процентной ставки, которая сейчас равна 12,5%, что не позволяет стимулировать рост промышленности».

Как отметил в комментарии для «НИ» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, в экономике тенденции подчас значат гораздо больше, чем абсолютные цифры. Особенно в такой экономике как наша – инерционной, высокомонополизированной, с неразвитыми институтами.

«Цифра 1,9%, которую дает Росстат, не так уже принципиальна, – говорит эксперт. – По-настоящему важно другое: спад усиливается, наша экономика погружается в трясину. Цены на нефть не поднимутся до 80 долларов за баррель, они стабилизировались, нащупав планку в 60–65 долларов. Поскольку для российской экономики эти цены крайне низкие, правительство вынуждено постоянно обращаться к Резервному фонду».

По словам Игоря Николаева, речь идет о явном, хотя и не обвальном ухудшении ситуации: «Кризисы длительные, пусть и не столько глубокие, как в 2008–2009 годах, более болезненны и разрушительны в конечном итоге. Любого рода проявления оптимизма в данном случае неоправданны».

"