Posted 17 марта 2009,, 21:00

Published 17 марта 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 02:29

Updated 8 марта, 02:29

Берут и будут брать

Берут и будут брать

17 марта 2009, 21:00
Объем коррупции в России составляет 240–300 млрд. долларов в год, из них до 60% приходится на откаты. В кризис поборы будут увеличиваться, заявил вчера председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов. Экономические трудности бизнеса позволили недобросовестным чиновникам изобрести новые схемы

Комитет оценивает масштабы коррупции на основе интервью осведомленных специалистов. «В структуре коррупции 40–60% составляет система откатов. Коррупция проявляется также в системе госзакупок, выделения различных квот, например в сфере природопользования», – сообщил глава НАК. По его прогнозу, среди коррупционеров в кризис может стать «модной» отъем банками собственности у предпринимателей с использованием инсценировки невыполнения клиентами кредитных обязательств. Во всяком случае, на интернет-форумах, предназначенных для общения представителей правоохранительных органов, уже обсуждаются тонкости подобных «технологий», например, с использованием статьи 176 УК о незаконном получении кредита. Тем более что во время кризиса финансовые показатели малого бизнеса резко упали, поэтому недобросовестным чиновникам и правоохранителям стало легче состряпать обвинение в завышении доходов при предоставлении банку документов на получение денег.

Хуже того, масштабы коррупции, а также всевозможные «серые» схемы будут только разрастаться, поскольку увеличится объем средств, выделяемых на антикризисные меры. Ведь система контроля за их расходованием до конца так и не сформирована, а чиновники не хотят снижать свой уровень жизни, поэтому 90% из них удерживают средний размер взятки на прежнем уровне. «Чиновники воспринимают период кризиса как последний день. Никто не знает, сколько он продлится, поэтому они пытаются получить максимальную ренту от своего места», – считает глава НАК.

«Возможно, уменьшится объем взяток в направлении от бизнеса к власти, когда предприниматели по собственной инициативе подкупают чиновников, ведь из-за кризиса бизнесмены начнут экономить», – заявила «НИ» генеральный директор Transparency International Russia Елена Панфилова. Зато поток взяток «от власти», когда чиновники вымогают у деловых людей деньги под угрозой уничтожения бизнеса, останется как минимум тем же самым, считает она. «Мы видим, что последнее время число осужденных не сокращается, хотя статистика по типично бандитским преступлениям вроде грабежей и убийств снижается. Следовательно, растет число осужденных за экономические преступления», – сообщила «НИ» руководитель правозащитной организации «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. В ходе кризиса давление чиновников на бизнес и количество осужденных за якобы совершенные «экономические преступления» растет, утверждает она.

Власти понимают, что борьба со взятками является эффективной антикризисной экономической мерой. Это подтверждается расчетами. Так, по оценкам «ОПОРы России», 6% выручки малого бизнеса тратятся на взятки, при этом государство еще до кризиса собиралось сократить налог на прибыль лишь до 5%. Сейчас снижение налогов невозможно, поскольку в госбюджете дефицит, зато коррупцию вполне реально уменьшить. Дмитрий Медведев на прошлой неделе объявил, что теперь декларировать доходы будут не только чиновники, но и члены их семей, чтобы исключить возможность переписывания полученной незаконным путем собственности на родственников. При этом он пообещал, что «президент тоже будет ежегодно декларировать свои доходы».

Однако эксперты относятся к подобным инициативам скептически. Кирилл Кабанов назвал эту меру хорошей, но добавил, что не хватает нормы, предусматривающей контроль за работой близких родственников в сфере деятельности чиновника. «Вопрос не только в декларировании доходов, но и в том, насколько тщательно будут проверять эти декларации работники правоохранительных органов. А этого мы пока не знаем», – заявила «НИ» г-жа Панфилова. Вдобавок в понятие семьи включены только супруги и несовершеннолетние дети, поэтому ничто не мешает переписывать имущество на взрослых детей, братьев, сестер, а если надо – и на тещу.

"