Posted 17 февраля 2016,, 21:00

Published 17 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:04

Updated 8 марта, 03:04

Азбука для вкладчика

Азбука для вкладчика

17 февраля 2016, 21:00
Более 60% россиян не готовы нести ответственность за свои финансовые решения и связанные с ними вероятные потери на финансовых рынках. Такой вывод сделала координатор проекта по развитию финансового образования при Минфине РФ Анна Зеленцова. Опрошенные «НИ» эксперты подтверждают тезис о недостаточном уровне финансовой

Заявление Анны Зеленцовой базируется на результатах проведенного Минфином в конце прошлого года общероссийского тестирования по финансовым вопросам. «С базовым тестом по финансовой арифметике справились только 33% опрошенных нами россиян», – сообщила г-жа Зеленцова. Также, по ее данным, более трети опрошенных (38%) сказали, что не сравнивают условия получения финансовых услуг перед подписанием договора, а важность наличия личной финансовой «подушки безопасности» признают лишь 30% населения.

Напомним, что первый Всероссийский экзамен по финансовой грамотности, в который в 42 регионах страны было вовлечено в общей сложности более 150 тыс. человек, прошел в ноябре прошлого года. Тест включал в себя три блока: знания, навыки, установки.

В унисон с суждениями коллеги из Минфина первый зампред Центробанка России Сергей Швецов накануне публично признал, что уровень финансовой грамотности в РФ пока значительно ниже, чем в развитых и даже некоторых развивающихся странах. Г-н Швецов предостерег россиян в кризисное время от скупки бытовой техники, призвав соотечественников сберегать свои деньги.

Впрочем, руководители экономических ведомств по крайней мере часть претензий по этому поводу должны адресовать сами себе. Как выявил опрос Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенный в конце прошлого года, 37% респондентов считают, что повышение финансовой грамотности людей – это компетенция представителей государственных организаций, контролирующих финансовые рынки.

Характерно, что доверять частным и неформальным структурам в своем экономическом просвещении люди склонны все меньше. Если в 2008 году представителей неправительственных или общественных организаций в качестве наставников по финансовой компетентности хотели видеть почти четверть опрошенных (23%), то в 2015-м – только 14%.

Столичные жители традиционно более свободны в своем экономическом поведении, и поэтому, как следует из материалов НАФИ, они чаще выбирают себе на роль бизнес-учителей специалистов коммерческих банков (21%), пенсионных фондов или страховых компаний (34%) и независимых финансовых консультантов (33%). В регионах данные показатели составляют соответственно 14%, 23% и 23%.

В проблематике управления личными финансами наших граждан больше всего интересуют нормативные акты по защите прав потребителей и методикам их применения (45%), нюансам подписания договоров с банками и другими финансовыми организациями (40%), а также умелое пользование банковскими кредитами (29%).

Эти три темы остаются самыми животрепещущими для населения на протяжении последних двух лет. Однако рейтинг актуальных тем по управлению личными финансами среди жителей столицы выглядит иначе. Для них в большей степени оказался важен вопрос, как не погрязнуть в долгах – это отметили 43% москвичей против 29% жителей других регионов.

Заместитель директора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов в беседе с «НИ» высказал мнение, что экономическую грамотность следует прививать в массовом порядке еще со средней школы. По его мнению, большую пользу принесли бы короткие передачи из регулярного просветительского цикла по насущным экономическим темам на федеральных теле- и радиоканалах.

Что касается цифр, приведенных г-жой Зеленцовой, то эксперт отметил, что в сравнении с 90-ми годами, когда миллионы людей позволяли себя обманывать структурам типа «МММ», «Властелина» или «Хопер-инвест», сейчас ситуация с финансовой грамотностью все же более благополучная.

«Судя по всему, это тот случай, когда экономическое просвещение происходит буквально ценой потери собственных нажитых средств», – отметил г-н Миронов. К тому же, по мнению собеседника «НИ», на активность вкладчиков влияет кризис: люди в значительной своей массе живут от зарплаты до зарплаты, и у них просто нет лишних денег для рискованных вложений.

"