Posted 16 декабря 2015,, 21:00

Published 16 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:22

Updated 8 марта, 03:22

Отсроченное падение

Отсроченное падение

16 декабря 2015, 21:00
Аналитики американского инвестбанка Merrill Lynch, проанализировав нефтяной рынок России, пришли к выводу, что добыча черного золота в РФ в ближайшие три года будет продолжать расти, несмотря на западные санкции и текущее падение нефтяных цен. Но уже по истечении этого срока российских производителей нефти догонит влия

По данным Merrill Lynch, в 2016 году добыча нефти в нашей стране вырастет примерно на 1,5%, и будет оставаться стабильной в период 2017–2018 годы. Напомним, что добыча нефти у нас регулярно увеличивается, а небольшое снижение в 2008 году было вызвано кризисными явлениями в глобальной экономике.

То, что никаких предпосылок для снижения добычи нет, подтвердил в беседе с «НИ» доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС Иван Капитонов. «Низкая цена на нефть не смогла развернуть этот тренд. Вопрос здесь скорее заключается в том, когда этот рост стабилизируется, – сказал эксперт. – Но это зависит от роста запасов, размеры которых постоянно меняются, так как совершенствуются технологии геологоразведки и находятся новые месторождения».

Эксперты отмечают, что безубыточность для крупных российских участников рынка обеспечивается при цене около 30 долларов за баррель эталонной марки Brent, от которой формируется и цена на российскую экспортную марку Urals. В то время как для их основных зарубежных конкурентов, таких как BP, Total и Eni, этот показатель находится на уровне 60 долларов за баррель. Такой низкий порог безубыточности «нефтянки» в РФ во многом объясняется ослаблением национальной российской валюты и гибкостью ставок налогообложения нефтяной отрасли. В результате чего операционные расходы на добычу черного золота в нашей стране одни из самых выгодных в мире – 3,5–4,5 доллара за баррель в зависимости от производителя. Кроме того, напоминают эксперты, сейчас наблюдается сокращение сланцевой нефте- и газодобычи, являющиеся серьезными конкурентами российской нефтедобычи.

В такой, казалось бы, выгодной для России ситуации кроются свои риски, отмечает Иван Капитонов. С одной стороны, высока вероятность «голландской болезни», то есть негативного эффекта от укрепления влияния курса национальной валюты на экономическое развитие, которое происходит из-за бума в отдельном секторе, в данном случае – в нефтяном. Так, продолжающееся наращивание добычи нефти и ее экспорта может привести к увеличению инфляции и безработицы, падению экспорта продукции обрабатывающей промышленности и темпов роста дохода. С другой же стороны, производители просто не могут упускать столь удачный шанс не только сохранить свою долю на нефтяном рынке, но и нарастить ее.

Тем не менее в Merrill Lynch уверены, что уже в 2019 году наступит довольно быстрое падение добычи нефти в России, так как к тому времени нефтяники не смогут компенсировать спад добычи на старых месторождениях освоением шельфа и трудноизвлекаемой нефтью из-за действия западных санкций. Напомним, что последние вводят запрет на поставку в нашу страну передового нефтедобывающего оборудования и технологий. В результате к 2022 году добыча может снизиться до 500 млн. тонн в год из-за истощения старых месторождений. Напомним, что в настоящий момент официальный прогноз Минэнерго по добыче нефти на этот и следующий год составляет по 533 млн. тонн.

Ну а главной угрозой отрасли западные аналитики считают высокую вероятность того, что правительство РФ вновь попытается восполнить дефицитный бюджет за счет налоговых изъятий из отрасли. Дело в том, что в 2016 году по предложению Минфина будет предпринята заморозка запланированного снижения экспортной пошлины на нефть до 36% и сохранение ее на уровне 42%. Это принесет в бюджет порядка 200 млрд. рублей дополнительных доходов за счет нефтяников.

"