Posted 16 декабря 2014,, 21:00

Published 16 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:06

Updated 8 марта, 04:06

Между подвигом и безумием

16 декабря 2014, 21:00
Правильное ли решение принял Центробанк, резко подняв ключевую ставку? Что теперь будет с курсом рубля? Надо ли населению бежать в обменники? С этими вопросами «Новые Известия» обратились к экспертам финансового рынка.
Сюжет
Деньги

Евгений ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики:

– Очевидно, что повышение ключевой ставки ЦБ не поможет удержать рубль. Наблюдается такой ужасный, такой спекулятивный рост иностранной валюты, что никакие изменения ключевой ставки уже не помогут. Слишком велико желание людей скупать доллары. Такая ситуация будет сохраняться минимум до Нового года. Затем, по моей оценке, интерес к валюте должен упасть. Стоимость рубля явно недооценена, он не стоит столько, сколько сейчас мы наблюдаем, – даже несмотря на резкое падение нефти. Сейчас за «деревянный» на волне спекулятивного интереса явно не дают столько, сколько он реально стоит. Следует ожидать, что в скором времени рынок расставит все на свои места, но не раньше будущего года. Основные причины обвала рубля носят не экономический, а геополитический характер. Это острейший кризис в отношениях с остальным миром, который и породил валютный ажиотаж. В этих условиях любые меры ЦБ могут носить в лучшем случае косметический характер.

Сергей ДУБИНИН, председатель наблюдательного совета ВТБ, экс-глава Банка России (1995–1998 годы):

– Решение Банка России направлено на то, чтобы сдерживать рублевую ликвидность с тем, чтобы банки, корпорации и частные лица, которым нужно тратить деньги в рублях, пошли продавать валюту. Это единственное, что в такой ситуации, которая сложилась на российском финансовом рынке, мог бы сделать любой регулятор. Поэтому ЦБ должен был не расширять, а сокращать кредитование. Рубль сейчас явно перепродан. В настоящее время открытая позиция у российских банков достаточно велика. Кроме того, мы видим банальную нехватку валюты в обменниках, и это свидетельствует о том, что закуплено столько валюты, что дальше некуда. Конечно, при существующей девальвации рубля платежный баланс будет исправляться, но импорт становится настолько дорогим, что совершать закупки становится бессмысленно. Возникает вопрос: на что тогда тратить эту валюту? Ожидать дальнейшей спекуляции? Зря, так как можно сильно прогадать, учитывая сложившиеся валютные риски.

Руслан ГРИНБЕРГ, директор Института экономики РАН:

– Повышение процентной ставки Центробанка может положительно повлиять только на развитую экономику, но в нашей стране оно повлечет иные последствия. Мы не в силах остановить падение национальной валюты, это главная проблема. Повышение процентной ставки усиливает инфляцию и перекладывается в конечном итоге на покупателя. Надо понять, что это паралич для всей экономической активности. Сможет ли эта мера затормозить падение курса, большой вопрос. Я считаю, что ситуация критическая, и надо прибегать к валютным ограничениям. Прежде всего пора начинать продажи валютной выручки на рубли. Это нормально: пришло время принимать экстренные меры. Невозможно и дальше допускать свободное падение рубля, иначе оно перерастет в спираль «девальвация – инфляция» и «инфляция – доходы».

Оксана ДМИТРИЕВА, депутат Государственной думы РФ:

– То, что делает сейчас ЦБ, это уже не просто безграмотность, эти действия близки к шизофрении. Потому что мы наблюдаем прямо противоположные шаги: с одной стороны, повышается ключевая ставка до 17%, с другой стороны, объявляется о том, что увеличивается кредитование банков. Вообще, все действия ЦБ прямо противоположны хрестоматийным рычагам, которыми должен пользоваться регулятор тогда, когда есть угроза рецессии и экономического спада. Наоборот, сейчас нужно снижать ставку рефинансирования ЦБ и удешевлять кредит. Только таким образом можно предотвратить спад производства, а сейчас все предприятия будут испытывать огромный дефицит оборотных средств, потому что растет инфляция, и понятно, что они будут продавать товары по более низким ценам, чем им придется закупать сырье и материалы, и произойдет вымывание оборотных средств. В этих условиях кредит должен быть дешевый, иначе это вызовет стимулы к спаду производства.

"