Posted 16 декабря 2013,, 20:00

Published 16 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:40

Updated 8 марта, 04:40

Сыр маркетинговых мышеловок

16 декабря 2013, 20:00
Роспотребнадзор опубликовал предупреждение для россиян касательно участия в маркетинговых акциях, организаторы которых обещают крупное денежное вознаграждение в миллионы рублей в качестве приза. Ведомство рекомендовало гражданам внимательно изучать информацию и условия проведения таких конкурсов, поскольку велик риск,

В Роспотребнадзор довольно часто поступают обращения с жалобами на организаторов различных маркетинговых акций, которые направлены на вовлечение в них как можно большего числа физлиц, приобретающих различные товары и услуги. Участникам акций говорят, что они могут выиграть несколько миллионов рублей в качестве приза. Неудивительно, что в преддверии новогодних праздников количество таких акций на рынке растет в геометрической прогрессии.

В российском законодательстве очень четко разграничиваются понятия стимулирующей лотереи и стимулирующих мероприятий (конкурсов, розыгрышей, игр). И организаторы, как правило, весьма ловко пользуются этим. Потому что для проведения лотереи требуется специальное разрешение Федеральной налоговой службы, и она попадает под действие ряда нормативных актов (Гражданского кодекса РФ и закона «О лотереях»), а также под контроль со стороны ФНС, Федеральной антимонопольной службы, Роскомнадзора и Росфинмониторинга. В итоге участники лотереи имеют широкий ряд прав, требовать соблюдения которых в случае нарушения могут в суде. Случай же со стимулирующими акциями регулируется только законом «О рекламе». ФАС также контролирует только их рекламу.

Стимулирующие акции могут проводиться в разных форматах. Самый распространенный – «купите товар, пришлите определенное количество этикеток, получите приз». Или по другой схеме: потребитель получает оповещение о том, что он стал «единственным победителем, выигравшим 1 млн. рублей», но чтобы получить этот миллион он должен приобрести какой-нибудь товар или услугу. Организаторам достаточно соблюсти всего пару условий, чтобы обезопасить себя от притязаний недовольных участников и контрольных органов. Во-первых, это отсутствие фиксированного призового фонда, ведь число потребителей заранее неизвестно. Во-вторых, каждому участнику предоставляется право принять решение об участии в розыгрыше – покупать или не покупать товар.

Естественно, получить приз в таком случае практически невозможно, и обещанные «денежные вознаграждения» заменяются, как правило, очередными предложениями приобрести те или иные товары, распространяемые зачастую с помощью почтовой связи. «Такие действия со стороны организаторов данных акций свидетельствуют об умышленном введении в заблуждение граждан с целью вовлечения их в долгосрочные правоотношения с продавцом, реализующим товары дистанционным способом», – говорится в предупреждении Роспотребнадзора.

«Здесь нужно внимательно смотреть условия подобных акций. Покупка товаров не обеспечивает 100-процентную вероятность выигрыша. Она просто, по сути, является согласием на участие в розыгрыше приза, получить который, естественно, нельзя. Но условия эти обычно пишут либо мелко, либо ссылками на большое число разрозненных источников, либо вообще внутри конвертов. Потому что в большинстве случаев это обман, и никто ничего платить не собирается», – сказал «НИ» зампредседателя правления Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий.

К сожалению, потребительское законодательство никак не регламентирует подобные ситуации. Формально организаторы маркетинговых акций закон не нарушают – товар за свои деньги потребители получают. А согласно Гражданскому кодексу РФ, участники игр и пари могут быть защищены в суде только в случае, если они приняли в них участие под влиянием обмана, насилия, угроз или злонамеренного соглашения их представителя с организатором. Российские правоохранительные органы, увы, не уделяют достаточного внимания этой проблеме. Хотя в действиях организаторов, по мнению экспертов, можно найти действия, попадающие под административную ответственность в связи с предоставлением неполной и недостоверной информации потребителям. Но все равно основным гарантом безопасности потребителя остается он сам. Роспотребнадзору лишь остается призывать граждан быть внимательными.

«Вообще предупреждать нужно было гораздо раньше. Бум подобных махинаций, а никак иначе эти акции я не назову, был где-то 5–10 лет назад. Сейчас люди уже сами поумнели и гораздо меньше покупаются на подобные разводы. В основном они нацелены на пенсионеров и доверчивые, мало информированные слои населения», – заключает г-н Недзвецкий.

"