Posted 16 декабря 2004,, 21:00

Published 16 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

Бизнес космических масштабов

Бизнес космических масштабов

16 декабря 2004, 21:00
25 декабря на околоземную орбиту отправится российский спутник, на котором каждый желающий за плату мог установить мемориальную табличку в свою честь. Это одна из самых дешевых услуг, которые современная космонавтика предлагает обыкновенному землянину.

Красноярские оборонщики недавно решили: пора зарабатывать на спутниках, которые они изготавливают по госзаказу. В итоге появилось предложение всем желающим за небольшую плату размещать на поверхности космических аппаратов металлические таблички размером 10 на 10 см с текстом заказчика.

Память на миллион лет

Аппараты будут летать вокруг Земли по круговой орбите высотой 20 тыс. км по крайней мере миллион лет, поэтому не только заказчики, но и их потомки смогут, увидев летящую по ночному небу звездочку, сказать: «На ней выбито наше имя!»

Как рассказали «Новым Известиям» организаторы проекта, его цель – увековечивание роли и места России как космической державы в мировом сообществе. Поэтому надписи для полета во Вселенную отбираются придирчиво, а школьники, студенты и научные сотрудники, которые придумали самые достойные тексты, могли отправить их на орбиту всего за 2 тыс. руб. Внешний вид и цена коммерческих табличек «оговариваются в каждом конкретном случае индивидуально», однако заказы уже есть. Ориентировочная цена – 2 тыс. долларов.

Навигационный спутник «ГЛОНАСС-М» стартует 25 декабря. На нем размещены мемориальная доска в память об основателе оборонного предприятия, изготовившего спутник, две таблички с логотипами фирм, участвовавших в работе, а также пластина некоего отечественного инженера, рекламирующего собственный вариант «стабильного космического календаря». Организаторы надеются, что на следующий «ГЛОНАСС», который отправится в заоблачные дали через несколько месяцев, заказов будет больше.

Миллионеры могут сегодня запустить даже собственный спутник. Учитывая, что ракеты-носители выводят на околоземную орбиту аппараты массой от одной до сотен тонн, а минимальная стоимость доставки составляет 10 тыс. долларов за 1 кг, частный запуск обойдется от 10 млн. до 1 млрд. долларов. Есть малобюджетный вариант – одна частная фирма готовится послать на Луну исследовательский аппарат, свободное место на котором сдает по цене 2500 «зеленых» за грамм. Услуга популярна у фирм средней руки – они отправляют на Луну сувениры с собственной символикой. Другая американская компания организует оригинальные похороны, отправляя порцию праха усопшего весом от 1 до 7 граммов в специальном контейнере в космос. Место захоронения (околоземная орбита, Луна, межзвездное пространство) определяет цену скорбного ритуала – от 995 до 12500 долларов. Учитывая, что средняя стоимость похорон в Москве составляет 1000 долларов, цены не столь уж заоблачны.

Первые космические похороны состоялись 21 апреля 1997 года. По сообщениям тех лет, на околоземную орбиту ракетой «Пегас» были доставлены останки 24 человек, в том числе автора сериала «Звездный путь» Джина Родденбери. А вот на Луне покоится прах пока единственного землянина – Юджина Шумейкера. Американский астроном, который открыл комету, названную его же именем, всегда мечтал побывать в космосе. Его заветная мечта осуществилась только после смерти: 31 июля 1999 года космический аппарат НАСА «Лунар Проспектор» доставил на спутник Земли урну с прахом Шумейкера.

Звезда по имени Водка

Космическим бизнесом занимаются также астрономы. За плату от 50 до 2000 долларов любой желающий может дать название звезде. К сожалению, нельзя переименовать видимое невооруженным глазом светило. В продаже находятся лишь неяркие звезды, различимые только в полевой бинокль или телескоп. Тем не менее ощущение того, что на небе есть нечто со знакомым названием, греет душу многим нашим согражданам. Корреспондент «НИ» только в созвездии Рыб обнаружил несколько десятков «проданных» звезд. Названия, например, такие: «Моя любимая Лиза», «Самому лучшему мужу на свете», «Петербурженка» и даже «Водка-молодка». В общем, небо все стерпит.

Купить можно не только звезду, но также Луну и Марс. В 1980 году предприимчивый гражданин США Деннис Хоуп, используя пробелы в международном законодательстве, вполне легально зарегистрировал право частной собственности на Луну и планеты Солнечной системы. Сейчас он через интернет-магазины продает делянки на Луне и Марсе. Кроме того, он создал Лунную республику и уже выдает паспорта и денежные знаки непризнанного государства. Расценки Хоупа для россиян таковы: участок на Луне (72 гектара) – 3267 руб., участок на Марсе (80 гектаров) – 3267 руб., паспорт гражданина Лунной республики – 1617 руб., 100 лунных долларов – 330 руб. Бизнес идет успешно: цены умеренные, а многие считают сертификат на кусочек Луны отличным сувениром или подарком.

Северные сияния теперь тоже продаются.

Северное сияние по заказу

Люди побогаче могут заказать даже северное сияние. Это не шутка – способы создания светящихся облаков электрически заряженных частиц в верхних слоях атмосферы (проще говоря, искусственных полярных сияний) разрабатывались в США и СССР в 1980-х годах. Сияния создают радиопомехи, поэтому сверхдержавы намеревались таким образом ослеплять радары вражеских ядерных ракет. В московском Исследовательском центре имени Келдыша военную технологию адаптировали к потребностям шоу-бизнеса.

Как рассказал «НИ» директор Центра академик Анатолий Коротеев, северное сияние создается следующим образом. С арендованного самолета стартует метеоракета, которая, достигнув высоты 200 км, включает генератор плазмы. Генератор, разработанный в Келдышевском центре, может создавать картины любых цветов и несложных конфигураций (вроде российского флага, пяти олимпийских колец или коротких надписей). «В принципе по желанию заказчика мы создадим изображение любой формы», – утверждает академик Коротеев. Сияющая картина видна в безоблачную погоду на сотни километров, однако рассеивается в течение нескольких часов. Цена удовольствия – 1 млн. долларов. Заказчиков пока не наблюдается, хотя в Центре Келдыша полагают, что сумма экономически оправдана – большой современный праздник с салютами и парадами стоит, по их оценкам, в 10 раз дороже.

У космической индустрии есть что предложить толстосумам и помимо северных сияний. Например, логотип компании, нанесенный на борт российской ракеты-носителя, стоит 200–300 тыс. долларов, а такая же эмблема на борту Международной космической станции (МКС) – около миллиона.

Среди миллионеров, пожалуй, самое модное развлечение – это полет в космос. Недельная экскурсия на МКС стоит 20 млн. долларов. Пока на орбите побывали только американец Деннис Тито и южноафриканец Майкл Шаттлуорт.

Несколько небольших компаний (в том числе одна российская) создают сейчас частные космические корабли в рамках проекта X-Prize. Многоразовые трех-, пятиместные челноки смогут взлетать и садиться на обычные аэродромы и на несколько минут запрыгивать в космос. Невесомость и красивые виды по цене 200 тыс. долларов гарантированы, причем от пассажиров не требуется специальной подготовки. Американский челнок SpaceShip1 уже совершил два полета без пассажиров, но до стадии коммерческого использования пока не дошел. В перспективе частные «извозчики» планируют снизить цены до 10 тыс. долларов за полет и оценивают число потенциальных туристов в десятки тысяч человек.

"