Posted 16 ноября 2010,, 21:00

Published 16 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:34

Updated 8 марта, 06:34

Курсом на Запад

Курсом на Запад

16 ноября 2010, 21:00
Банк России повысил прогноз оттока капитала из страны в этом году в 2,5 раза – до 22 млрд. долларов, следует из представленного ЦБ скорректированного проекта основных направлений денежно-кредитной политики на 2011–2013 годы. Таким образом, нас ждет динамика прямо противоположная той, что была в прошлом году, отток сред

Центробанк сначала прогнозировал, что чистый отток капитала по итогам этого года составит 8,7 млрд. долларов. Теперь ожидается уже 22 млрд. В первую очередь это скажется на международных золотовалютных резервах, которые, как ожидалось, вырастут в 2010 году на 64,7 млрд. долларов. Теперь можно рассчитывать не более чем на 50 млрд. А вот ожидания на следующий год ЦБ оставил без изменений. По его оценкам, при среднегодовой цене российской нефти 60 долларов за баррель чистый отток капитала составит в 2011 году 15 млрд. долларов. Если же «черное золото» будет стоить 75 «зеленых», то мы увидим уже приток капитала в размере 10 млрд. долларов, и 20 млрд. при цене 90 долларов.

Отметим, что не только российский ЦБ, но и Всемирный банк пересмотрел прогноз оттока капитала на этот год, причем со значительным смещением в худшую сторону. В последнем докладе ВБ говорится, что по итогам 2010 года из нашей страны утечет 10 млрд. долларов. А ведь еще летом тот же ВБ вообще утверждал, что Россию ждет приток капитала в 31 млрд. в этом году и 60 млрд. в следующем. Теперь на 2011 год прогнозируется лишь 23 млрд. долларов чистого притока, а этот год завершится в минусе.

Руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковского сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев считает, что изменение прогноза ЦБ вызвано двумя причинами. Во-первых, недооценкой сезонного фактора. «Традиционно у нас во втором полугодии ситуация по счету капитала всегда хуже, чем в первом. Правда, обычно это касается третьего квартала, – сообщил он «НИ». – Это связано с некоторой цикличностью доходов, сбережений и финансовых инвестиций. Думаю, первоначальная оценка ЦБ строилась на основе позитивного первого полугодия, и фактор сезонности был не вполне учтен. Второе, возможно, была переоценена динамика выхода из кризиса мировой экономики. Сейчас ожидания скорректировались в более умеренную сторону, соответственно в третьем квартале скорректировались и развивающиеся рынки».

Руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономики переходного периода Сергей Дробышевский в разговоре с «НИ» оценил ситуацию так: «Во-первых, не стоит понимать отток капитала как бегство денег из страны. Это статистическая величина, показывающая разность между тем, сколько пришло, и тем, сколько мы заплатили по внешнему долгу. Поскольку про долги было известно всегда, речь идет о том, что пришло меньше денег, чем ожидалось. Раньше ждали, что в четвертом квартале этого года будет некий приток капитала, как и в конце предыдущего года, и это несколько улучшит итоговый баланс. Но не получилось».

Нежелание иностранного капитала идти в нашу страну, по словам эксперта, объясняется общим охлаждением мировой экономики. Если в прошлом году ожидали полного выхода из кризиса, то сейчас уже стало очевидно, что устойчивого экономического роста нет. Поэтому инвесторы опять ценят больше низкорискованные активы, не рискуя особо вкладываться в развивающиеся страны, к коим относится и Россия. По мнению г-на Дробышевского, по крайней мере ближайшие полгода рассчитывать на то, что настроение инвесторов изменится и деньги потекут в нашу страну, не стоит.

А вот г-н Солнцев полагает, что недавнее решение ФРС США начать второй этап смягчения денежной политики, влив в финансовый рынок страны 600 млрд. долларов, может изменить ситуацию в лучшую сторону. «В конце четвертого квартала этого года и, я уверен, в первом полугодии следующего приток капитала возобновится», – сообщил эксперт. По его словам, иностранный капитал, если речь идет о долгосрочных инвестициях, а не о спекулятивных деньгах, мог бы помочь нашей экономике. Во всяком случае, до кризиса он через инвестиции и кредитование добавлял росту отечественного ВВП 1–1,5% в год.

«С одной стороны, притекающий к нам капитал – это и рефинансирование долгов, и инвестиции непосредственно в российские компании, расширяющие их возможности, – соглашается Сергей Дробышевский. – С другой – отсутствие притока капитала в условиях высоких цен на нефть и высокого сальдо торгового баланса снижает давление на рубль в сторону его укрепления. Это выгодно для роста экономики России и усиливает позиции нашего экспорта».

"