Posted 16 ноября 2003,, 21:00

Published 16 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Здесь вам не США

Здесь вам не США

16 ноября 2003, 21:00
Сегодня комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам должен рассмотреть законопроект о страховании банковских вкладов. За месяц, прошедший с принятия этого документа в первом чтении, в нем практически ничего не изменилось: максимальные суммы выплат по «сгоревшим» вкладам остались на прежнем уровне. Это

Итак, «после долгой и продолжительной» борьбы проект закона о страховании вкладов возвращается на второе чтение в Госдуму в прежнем виде. Коммерческим банкам не удалось убедить госструктуры в том, что государству следует поднять «планку» по стопроцентному страхованию вкладов. В законопроекте по-прежнему прописано, что полному возврату подлежат только вклады в размере до 20 тысяч рублей. Если гражданин положил на счет больше, ему вернут 20 тысяч рублей плюс 75% от оставшейся суммы. Но предельный размер возмещения не будет превышать 95 тысяч рублей, то есть примерно 3 тысяч долларов.

Для сравнения: главный банк США – Федеральная резервная система – в случае разорения коммерческого банка принимает на себя обязательства по стопроцентному возмещению каждому вкладчику минимум 300 тысяч долларов. Для нашего государства такое поведение, по-видимому, представляется бессмысленной роскошью. Поэтому оно собирается следовать уже заявленным нормативам и плюс к этому подталкивает коммерческие банки к созданию страхового фонда, куда они ежегодно должны перечислять 0,6% от общего объема привлеченных средств населения. Как раз на случай своей «преждевременной кончины» или разорения другого банка–участника пула.

«В результате может сложиться ситуация, при которой защищенными окажутся «бедняки», то есть люди, вложившие в банк менее 20 тысяч рублей. В то же время более зажиточным россиянам придется действовать на свой страх и риск: законопроект о страховании предусматривает лишь частичное возвращение им средств», – сообщила «Новым Известиям» аналитик по банкам международного рейтингового агентства Standard & PoorТs Ирина Пенкина. При этом, как подчеркивают эксперты, практически полностью защищенными оказываются вкладчики Сбербанка, так как там традиционно предпочитает хранить деньги наименее зажиточная часть россиян. Что не мешает Сбербанку вслух выражать недовольство законопроектом о страховании и требовать создания для себя дополнительных, «особых условий». Аргумент простой: на его долю на сегодняшний день приходится до 65% от общего объема банковских вкладов населения, поэтому государству и будущим участникам страхового пула волей-неволей придется с этим считаться.

Правда, на днях, как сообщил зампред Центробанка Андрей Козлов, в этом вопросе наметился перелом к лучшему. Минэкономразвитию, Минфину и коммерческим банкам все же удалось найти нечто похожее на компромисс по проблеме вхождения Сбербанка в будущую систему страхования вкладов. Решено, что по договорам, заключенным до вступления нового закона в силу, государственные гарантии сохранятся до 2007 года. По новым договорам будут действовать общие правила. Кроме того, отчисления Сбербанка в фонд страхования будут храниться на отдельном от остальных банков счете. Эта преференция сохранится до тех пор, пока доля Сбербанка не снизится до 50% в общем объеме привлеченных вкладов населения. Впрочем, даже если этого не случится, «особое положение» Сбербанка будет упразднено в 2009 году.

Теперь остается только убедить народных избранников в том, что законопроект о страховании вкладов лучше поскорей принять. И что от многочисленных переписываний и поисков компромиссов он вряд ли станет лучше. Впрочем, по мнению президента Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегина Тосуняна, беспокоиться не о чем: после снятия ряда разногласий шансы на прохождение законопроекта в Госдуме до конца осенней сессии значительно повысились. А зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев намекнул, что депутаты довольны в документе практически всем, кроме одной «маленькой» детали: они будут настаивать на сохранении государственных гарантий для Сбербанка до 1 января 2009 года. Побудительные причины такого демарша понять легко: «страховая» карта может стать отличным козырем в предвыборной игре. Для этого надо только продемонстрировать, с каким пылом та или иная фракция боролась за сохранение вкладов «бедных» россиян.

"