Posted 16 октября 2006,, 20:00

Published 16 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:02

Updated 8 марта, 09:02

Последняя капля лосьона

Последняя капля лосьона

16 октября 2006, 20:00
Правительство в самое ближайшее время внесет в Госдуму поправки в закон об обороте продукции, содержащей этиловый спирт. Суть этих поправок в том, что из-под действия скандальной Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), неподготовленность которой обвалила летом весь алкогольный рынок ст

Торжественное обещание увести из-под опеки ЕГАИС дезодоранты, лаки, лосьоны и прочие пахучие растворы, при приготовлении которых без спирта ну никак не обойтись, дал вчера глава Минэкономразвития Герман Греф. По его словам, правительственная комиссия по законопроектной деятельности уже одобрила соответствующие поправки, и кабинет министров приложит теперь все усилия, чтобы они были как можно быстрее приняты в трех чтениях в Госдуме.

Примечательно, что это намерение власть обнаружила в себе лишь после того, как о больших проблемах, которые вызвал скандальный закон в отрасли, ей сообщил президент Procter&Gamble по Центральной и Восточной Европе и Ближнему Востоку Вернер Гайслер. Он посетовал, что компании пришлось лицензировать свою продукцию. А это, как нетрудно догадаться, приводит к немалым дополнительным издержкам, которые, несомненно, влияют на продажные цены парфюмерии и косметики. Заодно г-н Гайслер проявил и цеховую солидарность, отметив, что подобные порядки вытесняют из этой сферы малый бизнес. В самом деле, если уж транснациональный гигант жалуется на непомерные расходы, что говорить о предприятиях с несравнимо меньшими финансовыми возможностями.

Впрочем, дело, судя по всему, не только в них. Обещание парфюмерам было дано в ходе заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям. А ведь свои интересы на нашем рынке есть не только у Procter&Gamble. Те же L’Oreal и Schwarzkopf&Henkel уже давно не просто продают в России свои флакончики, баночки и аэрозольные баллончики, но и наполняют их продукцией, которую производят наши предприятия. Речь идет о тех самых миллионных инвестициях, которые так нужны стране. А они могут не только приходить, но и уходить. И предпосылки для второго маневра сложились сейчас в полной мере.

Когда скандальная ЕГАИС формально начала действовать, все парфюмерные линии в России остановились, сообщила «НИ» вице-президент исследовательской компании «Старая крепость» Анна Дычева-Смирнова. Более того, многие дистрибьюторы иностранных производителей не захотели покупать лицензии. Поэтому товары, содержащие спирт, – в частности, средства для укладки волос, просто перестали выпускаться. Торговые сети жили на старых запасах, которых, слава богу, хватило до сего дня. Обращения отечественных парфюмеров в правительство и Госдуму ни к чему не приводили. Сначала им пообещали законодательно исправить ситуацию еще летом, потом – как только депутаты соберутся после каникул, а в конце концов вопрос перенесли на неопределенный срок. Мало того, народные избранники из профильного комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму не раз утверждали, что парфюмеров науськивают водочные короли, которым ЕГАИС прищемила хвосты.

В самом деле, действие системы в двух этих отраслях все же отличается. Если алкогольный рынок охвачен ею тотально, то в парфюмерно-косметической сфере в ее жернова угодили только производители. Однако и этого хватило, чтобы этот сегмент рынка, который в последнее время неуклонно рос на 20% в год, к концу этого года, по прогнозам специалистов, упал на 60%. Как сообщили «НИ» в Российской парфюмерно-косметической ассоциации, отрасли нанесен такой удар, от которого она вряд ли сможет быстро оправиться. Потребители это уже ощутили – ароматная продукция дорожает. Если все оставить так, как есть, то, по прогнозам специалистов, рост розничных цен на дешевую косметику составит по итогам года 90–120%, на продукты среднего сегмента – 50–70%, а на класс lux – 30–40%. На вопрос, можно ли его еще остановить, эксперты однозначного ответа не дают. Многое зависит от того, насколько оперативно сработают правительство и Госдума, которым предстоит исправить ими же совершенные ошибки. Не ясно пока и то, будет ли вывод парфюмеров из-под ЕГАИС окончательным и безусловным или в законе появятся некие нюансы и оговорки, отчасти консервирующие нынешнюю ситуацию.

Впрочем, сюрпризы для россиян, похоже, еще не кончились. Депутаты Госдумы, по сведениям «НИ», намерены до конца этой сессии заняться регулированием фармацевтической отрасли. Ей, как говорят, грозит практически такая же, как ЕГАИС, автоматизированная система учета и контроля. А врачебный принцип «не навреди» нашим чиновникам и законодателям, судя по всему, не знаком.

"