Posted 16 октября 2006,, 20:00

Published 16 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:02

Updated 8 марта, 09:02

Не путать с баржей

16 октября 2006, 20:00
Более половины россиян в принципе знакомы со словосочетанием «фондовая биржа». Правда, точно знает, что это такое, лишь каждый десятый из них, а 44% слышали, как кто-то это выражение употреблял. 41% наших соотечественников и не ведал, что в мире нечто подобное существует. Таковы результаты последнего исследования, кото
Сюжет
Деньги

Вообще-то и сама фондовая биржа как финансовый институт и соответствующий термин существуют на Земле уже почти 400 лет, но нашим соотечественникам, выросшим на совсем других реалиях, подобная неосведомленность, думается, простительна. В конце концов незнание современных финансово-экономических понятий, как признают социологи, характерно в первую очередь для пожилых россиян, жителей сел и людей с более чем скромным достатком.

Любопытно, что из тех, кто заявил, будто знает, что такое биржа, содержательный ответ смог дать лишь каждый четвертый. Из них только 75% имеют о ней относительно адекватное действительности представление. 13% понимают ее как рынок ценных бумаг, давая при этом довольно схожие определения («организация по работе с акциями крупных компаний»; «в основном там проходят сделки с ценными бумагами»; «регулируют стоимость ценных бумаг»; «акции покупают и перепродают»). Чуть далее по шкале «горячо – холодно» отстоят те 3%, для кого фондовая биржа – это некое место «для торговых сделок в цивилизованной форме», «где происходят торги» или просто «торговый орган». Еще дальше – те, кто путает фондовую биржу с валютной («где идут валютные операции», «на ней определяют курс доллара»). Пожалуй, в диапазоне «все еще тепло» находятся респонденты, полагающие, что там «торгуют нефтью и всеми остальными товарами», «сырье продают» или «идет торговля нефтью и газом» и даже предприятиями.

Дальше – меньше. У кого-то фондовая биржа вызывает не более чем смутные финансовые ассоциации («что-то связано с деньгами»; «движение капитала»), у кого-то слово «фондовая» сцеплено, вероятно, с советскими хозяйственными разговорами («распределение каких-то фондов»; «биржа фондов»). Для определенной части опрошенных более узнаваемым оказалось слово «биржа», поэтому они решили, что «там безработных на работу устраивают». Немало тех, кто, не зная нюансов, подходит к вопросу чисто практически: «это резерв для трудовых и финансовых вложений», «для дополнительного заработка людей», «биржа существует для того, чтобы зарабатывать деньги».

Любопытно, что у отечественного полного экономического невежества существует два полюса. На одном – те, кто, искренне полагая, что разбирается в проблеме, верит, что речь идет о «накопительной бирже, средства которой идут на помощь учителям, врачам, пенсионерам», «для Пенсионного фонда», о «фонде малоимущим в детдомах», словом – о деле, несомненно, нужном и достойном. На другом – россияне, для которых все не вполне понятное – непременно плохо и даже преступно: «денежные махинации», «грабеж», «обирают народ из-за курсов доллара» и, наконец, расширенная версия – «деньги берут у населения с помощью обмана под большие проценты, а потом эти фирмы пропадают, а люди остаются ни с чем».

Впрочем, судить строго участников опроса нельзя. Лишь 6% респондентов сообщили, что у них есть знакомые или родственники, работающие на фондовой бирже, ведущие свои дела с ее помощью или же играющие на ней. По Москве эта доля, разумеется, выше – 17%, в других крупных городах – 11%. Однако только у 1% опрошенных таких знакомых много, а у 5% – мало. Следят же за биржевыми сводками лишь 4% россиян. Словом, до народного капитализма нам еще ой как далеко.

"