Posted 16 октября 2006,, 20:00

Published 16 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:02

Updated 8 марта, 09:02

Имидж против климата

Имидж против климата

16 октября 2006, 20:00
В понедельник на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям премьер Михаил Фрадков с гордостью доложил о том, как быстро растут иностранные вложения в российскую экономику. По его оценке, этому способствует хороший инвестиционный климат в стране. Глава Минэкономразвития Герман Греф с климатическими оц

По словам председателя правительства, за последние девять месяцев иностранные инвестиции в российскую экономику увеличились на 27 млрд. долларов. «Это говорит о том, что иностранные инвесторы верят в стабильность российской экономики», – подчеркнул премьер, зачислив ей в актив и профицитный бюджет, и снижение инфляции, и рост ВВП, и увеличивающиеся золотовалютные резервы. Все это, по словам Михаила Фрадкова, создает благоприятный климат для роста иностранных инвестиций.

Глава Минэкономразвития Герман Греф, сам не раз приводивший те же доводы в пользу нашей страны, на этот раз заявил, что для роста инвестиций этого недостаточно. По его словам, несмотря на благоприятный экономический климат, Россия в рейтинге инвестиционной привлекательности опустилась с 52-го на 63-е место, поэтому необходимо более усиленно работать над инвестиционным имиджем страны. Средство для этого он предложил вполне для нас традиционное – создать еще одну госструктуру, а именно агентство по привлечению иностранных инвестиций.

Г-н Фрадков на это выразил обеспокоенность, как бы такое агентство не создало новых бюрократических препон и не усугубило коррупционные проблемы в России. Через несколько часов обоснованность таких опасений косвенно подтвердил и сам г-н Греф, сообщив на встрече с президентом, что зарубежные инвесторы считают основными препятствиями для вложения средств в экономику РФ бюрократические процедуры, административные барьеры и проблему коррупции.

Впрочем, к идее нового агентства у специалистов отношение неоднозначное. Так, заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин сообщил «НИ», что он такое начинание поддерживает. «Меня часто спрашивают иностранные инвесторы, куда эффективнее вкладывать деньги в России. Это говорит о том, что им не хватает информации», – рассказал ученый. По оценке партнера компании Ernst&Young Александра Ивлева, «зачастую российская действительность воспринимается иностранными инвесторами неадекватно». В разговоре с корреспондентом «НИ» он также отметил существующий за рубежом информационный голод, подчеркнув при этом, что «те компании, которые ведут бизнес в России, делают это очень успешно». В то же время другие опрошенные нами эксперты опасаются, что новая бюрократическая структура не будет эффективнее старых.

Главная же проблема, по оценке специалистов, не в том, будет еще одно агентство или не будет, а в том, что удовлетворенность правительства уровнем иностранных инвестиций по сути не имеет под собой оснований. Как отмечает г-н Ивлев, в абсолютных цифрах их значение должно быть выше. «Инвестиции инвестициям рознь, – вторит ему г-н Сорокин. – Портфельные вообще никакого влияния на реальный сектор не оказывают. А объем прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики все еще крайне незначителен».

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Медведев высказывается еще определеннее. «Цифры, приведенные Фрадковым, – ничто в масштабах всей России, – сообщил он «НИ». – А для основной массы инвесторов до сих пор остается наиболее привлекательным сырьевой сектор экономики, также активно идет процесс инвестирования в торговлю. Большинство иностранных компаний рассматривает Россию как поставщика сырья и огромный рынок сбыта своей готовой продукции». Страна, намеренная совершить экономический прорыв, нуждается в первую очередь в инвестициях в высокотехнологичные проекты. А как раз их доля, единодушны все эксперты, настолько мизерна (0,3% от общего объема иностранных вложений в основной капитал), что говорить о каких-то успехах в этой сфере явно преждевременно.

"