Posted 16 сентября 2013,, 20:00

Published 16 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:44

Updated 8 марта, 04:44

В бюджетно-нефтяной трясине

16 сентября 2013, 20:00
Цена нефти марки Brent в понедельник снизилась более чем на 1 доллар, до трехнедельного минимума – ниже 111 долларов за баррель. Это произошло после того, как США согласились не предпринимать военных действий в Сирии, договорившись с Россией о контроле и последующей ликвидации сирийского химического оружия. Дальнейшего
Сюжет
Бюджет

Нефть начала дешеветь впервые за последние пять недель благодаря предложению России передать химическое оружие в Сирии под международный контроль. В субботу госсекретарь США Джон Керри и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров договорились поддержать девятимесячную программу ООН по уничтожению химического арсенала президента Сирии Башара Асада. Рынок откликнулся на это предложение мгновенно – фьючерсы на Brent подешевели на 1,06 доллар, до 110,64 доллара за баррель, а фьючерсы на WTI – на 0,87 доллар, до 107,34 доллара за баррель. Напомним, что в конце августа стоимость нефти перевалила отметку в 112 долларов за баррель из-за опасений, что военный удар по Сирии повредит поставкам нефти с Ближнего Востока. Более того, аналитики банка Societe Generale предвещали, что цена на нефть может вырасти до рекордных 150 долларов, если война в Сирии приведет к срыву поставок.

У российских властей, похоже, нет единого видения того, как вести себя в случае дальнейшего падения нефтяных котировок. Дорогая нефть укрепляет рубль, что делает производство и экспорт дороже и как следствие – тормозит ВВП.

С другой стороны, дешевая нефть оказывает инфляционное давление на экономику, обесценивая щедро розданные правительством социальные обещания. О неуверенности властей свидетельствует тот факт, что Центробанк РФ прогнозирует динамику ВВП РФ в 2014 году в немыслимом разбросе – от падения на 1% до роста на 3,5% в зависимости от цены на нефть.

Об этом, в частности, говорится в опубликованном на днях проекте Основных направлений денежно-кредитной политики (ДКП) Банка России на 2014–2016 годы. Базовый сценарий ЦБ РФ предполагает цену на нефть в 2014 году в размере 101 доллар за баррель и рост ВВП на 2,8–3%. Однако, как полагают в Минэкономразвития, выйти на эти показатели едва ли удастся. Даже при сохранении цен на нефть, согласно базовому сценарию, рост ВВП едва ли превысит 2%, утверждают в МЭР. Чтобы соблюсти баланс между снижающимися доходами и социальными обещаниями, Минфин предлагает провести урезание бюджетных расходов на 5–10%. Однако динамика цен на нефть может расставить здесь свои акценты. Причем, судя по наблюдающемуся падению цен на черное золото, сценарий этот, скорее всего, будет пессимистическим. Согласно прогнозу Министерства финансов, сокращение доходов российского бюджета в 2014–2016 годах составит 1,6 трлн. рублей. В частности, в 2014 году казна недополучит 197 млрд. рублей, в 2015 году – 553 млрд., а в 2016 году – 871 млрд.

Проблема не столько в Сирии, сколько в диспропорциях между возможностями бюджета даже при нынешнем, вполне комфортном уровне нефтяных цен и грузом социальных задач, выдвинутых правительством и обещающих «светлое будущее» россиянам уже к 2018 году. В том числе по зарплатам и пенсиям. На этом фоне огромные деньги вложены в имиджевые проекты России – грандиозные стройки к Универсиаде 2013 года, Олимпиаде 2014 года, чемпионату мира по футболу 2018 года и в другие инфраструктурные проекты. Как показывает практика, данные вложения – невозвратные и не ведут к росту ВВП. Нынешняя динамика цен на черное золото едва ли позволит властям разогнать «социальный блок». Кризиса не ожидается, однако не следует рассчитывать и на то, что удастся соблюсти баланс бюджета без урезания социальных расходов и девальвации рубля, проводимой Центробанком. Таким образом, нынешний уровень нефтяных котировок является для властей не слишком трагичным, но и едва ли вселяет надежды в исполнение обещаний правительства по повышению уровня жизни в стране. Судя по всему, страна вступает в длительный период застоя. И нефтяные котировки, застрявшие на базовом для правительства РФ уровне, это подтверждают.

«Некоторое снижение цен на нефтяные фьючерсы стало реакцией на переговоры по Сирии. До этого рынок готовился к началу военных действий со стороны США, а теперь, когда они отложены на неопределенный срок или даже вообще отменены, трейдеры отреагировали соответственно, – пояснил «НИ» доцент РАНХиГС, координатор направления ресурсной и энергетической экономики Петр Казначеев. – Снижение цен в данном случае – это не тренд, а краткосрочная коррекция в связи с изменением ожиданий. Нестабильность на Ближнем Востоке сохраняется, и рынок остается в заложниках этой нестабильности. В Сирии продолжается гражданская война, Египет будоражат протесты, в Ливии есть риски продолжения перебоев с экспортом нефти. Нарастание напряженности в любой из этих точек приведет к очередному временному повышению цены».

Цены на нефть сейчас избавляются от лишней волатильности, которая сопровождала их двумя неделями ранее, и выходят к своим здоровым отметкам, отметил в беседе с «НИ» инвестиционный эксперт Тимофей Шолтес. «Предположительно сорт Brent может лишиться еще 3–4% стоимости в рамках коррекции, после этого снова вернется в плюс, аналогичная ситуация и для барреля североморской нефти, – сказал эксперт. – Для российского бюджета пока нефтяные колебания не страшны, в чем-то они уже заложены в него, в чем-то основаны только на чувствительности рынка к новостям».

"