Posted 16 сентября 2003,, 20:00

Published 16 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Окончательный анализ

16 сентября 2003, 20:00
Вчера эксперты Счетной палаты, Экономического управления администрации президента и компании ФБК (аудитор Центробанка) раскритиковали положения проекта бюджета-2004. Но на судьбе самого документа это не скажется никак. Он продолжает свое триумфальное шествие по коридорам власти.

Доклад экспертов компании ФБК был посвящен анализу проекта бюджета-2004, а точнее, тому, насколько он соответствует президентскому наказу об удвоении ВВП. По мнению руководителя департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, проект не только не решает поставленной задачи, а напрямую «саботирует» ее выполнение. Дело в том, что согласно правительственным прогнозам рост ВВП ожидается в следующем году на уровне 5,2%, в то время как в этом году – 5,9%. Это значит, что рост будет идти по наклонной. А для удвоения ВВП необходима прямо противоположная динамика: объемы ВВП должны увеличиваться ежегодно на 7–8%.

Однако это, по словам Николаева, не единственное слабое место главного финансового документа. По мнению эксперта, нерешенной может остаться и еще одна принципиально важная задача, опять-таки поставленная Владимиром Путиным. Речь идет о борьбе с бедностью. В соответствии с проектом бюджета расходы на социальные нужды населения в следующем году будут сокращены с 6,4% до 6,1% ВВП. Как выяснилось вчера, логику действий правительства не может понять не только независимый эксперт, каким является Николаев, но и главный советник Экономического управления администрации президента Ирина Евсеева. По ее словам, в следующем году детские пособия малоимущим семьям сократятся на 70 рублей. В этом случае, как подчеркнула Евсеева, налицо не борьба с бедностью, а ее «поощрение». В Министерстве труда и социального развития на вопрос Евсеевой, как это может быть, развели руками. Высокопоставленный чиновник министерства, которого Евсеева не назвала, сообщил ей, что «надо не детям увеличивать помощь, а повышать зарплату родителям». Но на вопрос, предусмотрено ли в бюджете 2004 года такое повышение, в Минтруда ответили отрицательно. В результате круг замкнулся: детям помощь сократят уже в 2004 году, а родителям зарплату увеличат неизвестно когда. Так что на борьбе с бедностью можно поставить крест.

Правительство, впрочем, не склонно прислушиваться к подобным предупреждениям экспертов. Оно уже давно решает бюджетные проблемы в узком кругу и без привлечения независимых аналитиков. Оттого одни статьи бюджетных расходов раздуваются до неприличия (например, финансирование правоохранительной деятельности и военные расходы), а другие, такие, как помощь малоимущим, урезаются или замораживаются без поправки на инфляцию. Но самое страшное, по словам Игоря Николаева, в том, что распилка бюджетных средств происходит негласно. Речь идет о так называемом нулевом чтении бюджета, которое Минфин стал практиковать последние два года. И которым ведомство гордится.

Есть еще одна серьезная проблема, которая ставит экспертов в тупик. Правительство, по словам Николаева, перестало закладывать в бюджет важные макроэкономические показатели – размер инфляции и рост ВВП. Как заявил «Новым Известиям» аудитор Счетной палаты Владимир Пансков, делается это специально. Правительство рассчитывает расходы и доходы бюджета по низким ставкам инфляции, а в реальности она почти всегда оказывается выше прогнозируемых уровней. Хитрость состоит в том, что при высокой инфляции расходы у правительства остаются такими же, а доходы увеличиваются. Манипулируя ставкой инфляции, правительство выигрывает несколько десятков миллиардов рублей.

Впрочем, с выводами критиков бюджета согласиться можно только отчасти. Если все так плохо, почему они не голосуют против бюджета «ногами». Или не призывают структуры, в которых они работают, к немедленному пересмотру документа. Так, коллегия Счетной палаты, несмотря на то что много раз критиковала проект бюджета-2004 в пух и прах, под занавес рекомендовала Думе принять бюджет. Позавчера, несмотря на словесную перепалку многих депутатов, главный финансовый документ одобрил бюджетный комитет Госдумы. Владимир Пансков объяснил, что эксперты не хотят провоцировать бюджетный кризис, за которым неизбежно последует отставка нынешнего правительства. «Сейчас не время поднимать политическую бурю, – заявил он, – ведь такое развитие событий в выборные годы не устраивает ни одну ветвь власти». Так что все ограничивается «бурей в стакане воды» – критикой бюджета с последующим единодушным его одобрением.



"