Posted 16 сентября 2003,, 20:00

Published 16 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Визит, которого могло не быть

Визит, которого могло не быть

16 сентября 2003, 20:00
Вчера завершился официальный визит в Москву нового вице-президента Всемирного банка по Европе и России Шигео Катсу. Было объявлено, что Катсу приехал, чтобы познакомиться с Россией как с одним из крупнейших должников банка. Но, похоже, финансист хотел урегулировать разгоревшийся конфликт между ВБ и правительством РФ. С

Шигео Катсу сменил на посту вице-президента ВБ по Европе и России Иоханнеса Линна, который на протяжении последних нескольких лет вел все основные переговоры о предоставлении кредитов нашей стране. Катсу, как отмечал сам Линн, при этом был его «вторым я». Новый вице-президент ВБ – человек безупречно образованный, крупный специалист по экономике развивающихся стран. Он свободно говорит по-немецки, по-итальянски, по-французски и, конечно, по-английски. А сейчас как раз занят изучением русского языка – по-видимому, для того чтобы облегчить себе будущие переговоры с российским правительством.

А эти переговоры с каждым годом становятся все напряженнее. Буквально за неделю до визита нового вице-президента высокопоставленные российские чиновники заявили, что правительство не заинтересовано более в получении кредитов ВБ. Во-первых, потому, что часть полученной по кредитной линии суммы тут же уходит на оплату консультационных услуг экспертов банка. И, во-вторых, потому, что ВБ предоставляет свои кредиты под 10% годовых, в то время как рыночная доходность колеблется в диапазоне от 6% до 8%. Поэтому, как подчеркнул заместитель министра финансов Сергей Колотухин, в 2004 году Россия не планирует прибегать к кредитам банка – в этом нет ни экономической необходимости, ни элементарной выгоды.

Руководство Всемирного банка отреагировало на подобные высказывания немедленно. Директор ВБ по России Джулиан Швайцер заявил, что условия предоставления нашей стране кредитов не могут быть пересмотрены: Россия будет получать деньги от ВБ на тех же условиях, что и другие страны. После этого высокопоставленные чиновники ВБ подвергли резкой критике позицию правительства России: по их словам, заявления, что ВБ дает кредиты под 10% годовых, не соответствуют действительности. Бывший вице-президент ВБ Йоханнес Линн утверждал, что реальная доходность кредитов даже близко не подходит к названной цифре. И вообще весь конфликт, считает Линн, результат того, что Россия стремится использовать банк как своего рода «пожарную систему» – от случая к случаю. А отношения между ВБ и Россией необходимо выстраивать на долгосрочной основе.

Никакой реакции на эти высказывания со стороны Москвы не последовало. И Всемирному банку пришлось гасить вспыхнувший конфликт, что называется, вживую – с помощью визита Шигео Катсу. Насколько его визит результативен, сказать сложно. Михаил Касьянов на встрече с чиновником ВБ ограничился политкорректным заявлением о том, что правительство заинтересовано в дальнейшей продуктивной работе с ВБ и еще одним крупнейшим нашим кредитором – Европейским банком реконструкции и развития. Премьер пообещал Шигео Катсу, что кабинет министров рассмотрит дальнейшую программу сотрудничества с ВБ на заседании правительства в октябре.



«Не принимать условия, а диктовать их»

Конфликт между Всемирным банком и правительством РФ комментирует зампред комитета по бюджету Госудумы, бывший министр финансов Михаил ЗАДОРНОВ.

– Можно ли говорить о похолодании или даже о кризисе в отношениях России и ВБ?

– Я убежден, что отношения между Россией и ВБ не прервутся, так как они важны для обеих сторон. Речь идет о смене приоритетов. У ВБ есть несколько форм взаимодействия со странами. Есть линия по предоставлению кредитов, в том числе так называемых связанных кредитов, обусловленных закупкой западного оборудования или оплатой консультационных услуг иностранных специалистов. Существуют инвестиционные проекты. Например, на деньги ВБ сейчас строится кольцевая дорога вокруг Санкт-Петербурга, дорога Чита – Хабаровск, ряд объектов ЖКХ и энергетики. Третье направление – это предоставление гарантий со стороны ВБ для реконструкции ряда отраслей. Именно так финансировались реконструкция угольной отрасли и проект создания комплекса по запуску космических ракет«Си-ланч». И сейчас мы подошли к тому этапу, когда Россия может выбрать, какие направления ей более выгодны в сотрудничестве с банком. Идет переосмысление старого пакета кредитов, которые, кстати, пересматривались и раньше. Это делается и под влиянием призывов Думы, которая предлагала правительству сократить объем внешних заимствований и больше занимать внутри страны.

– А чему конкретно посвящены нынешние переговоры?

– Сейчас, насколько я знаю, переговоры с ВБ ведутся по нескольким направлениям. Во-первых, в очередной раз пересматривается и сокращается кредитный пакет. Во-вторых, делается упор на инвестиционные проекты. В-третьих, активно используется форма гарантий ВБ для привлечения средств для некоторых отраслей. В то же время реализуются программы и по «связанным» кредитам.

– Как России следует строить финансовые отношения с ВБ? Надо ли с ним ссориться?

– Сейчас российский бюджет профицитный, и это позволяет более тщательно выбирать приоритеты в сотрудничестве с ВБ. На мой взгляд, это совершенно естественный процесс, и ни о каком разрыве с ВБ речи не идет. Заявление же Минфина о том, что на внешнем рынке мы заимствуем на более выгодных условиях, чем у ВБ, имеют под собой основание, Россия действительно способна привлекать более дешевые кредиты благодаря низким процентным ставкам на международных рынках капитала. Но это сегодня, а вот что будет, к примеру, через два года, когда ставки по кредитам возрастут? Вполне возможно, что стоимость заемных денег у ВБ станет дешевле, чем стоимость средств, полученных из других источников. Так что рвать отношения нельзя, а вот занять более жесткую позицию по некоторым аспектам этих отношений можно и должно. ВБ получает с каждого предоставленного кредита определенную комиссию. И мы можем настаивать на снижении этих выплат. У ВБ для разных стран действуют разные схемы. И нам пора выбрать из них максимально выгодную для себя.



"