Posted 16 июня 2015,, 21:00

Published 16 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:39

Updated 8 марта, 03:39

Занятная занятость

16 июня 2015, 21:00
Министерство труда РФ обнародовало показательную статистику – ширятся ряды работающих в режиме так называемой неполной занятости: неполную рабочую неделю, неполный рабочий день, короткую смену. Только за первую неделю июня таких работников стало больше на 20 тысяч. При этом число безработных, официально зарегистрирован

Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, озвучивший эту цифру, отметил, что простои на рабочих местах обусловлены исключительно экономическими трудностями, в результате чего многие предприятия вынуждены оптимизировать свои бюджеты самыми различными способами, вплоть до увольнений, но не низкой производительностью труда работников. Особенно тяжело в настоящее время на крупных промышленных объектах в Свердловской и Тверской областях, а также в Татарстане и Башкортостане.

Минтруд констатирует: за одну лишь первую неделю июня 2015 года суммарная численность нанятого персонала, находившегося в простое по инициативе администрации, а также работников, которым предоставлялись отпуска по соглашению сторон (иначе говоря – «в добровольно-принудительном» порядке, без оплаты отпускных дней), увеличилась на 6,3% и составила по России 328 тыс. 550 человек.

Правда, наряду с этим прослеживается любопытная тенденция: продолжается снижение численности безработных, официально зарегистрированных в центрах службы занятости. Люди, потеряв стабильную работу и, соответственно, такую же оплату за нее, не спешат становиться «на биржу», изыскивая возможности неафишируемого, но быстрого заработка, что не может не вести к обострению другой проблемы – росту теневой занятости. Г-н Топилин приводит данные наблюдений за неделю, с 3 по 10 июня: численность зарегистрированных безработных уменьшилась на 0,6%. При том что неделей ранее фиксировался мизерный рост показателя – 0,1%.

Между тем Федеральная служба по труду и занятости намерена до конца текущего года на 30% сократить количество нелегально трудоустроенных. В Минтруде твердо уверены, что ведомству по силам по законным, прозрачным схемам трудоустроить порядка 4 млн. человек. Подспорьем в этом деле может послужить нашумевший «налог на тунеядство», который пока находится в стадии проекта, но в случае принятия может в одночасье затронуть 20 млн. граждан.

Однако в экспертном сообществе не все в восторге от предлагаемых мер. «Сам факт заключения трудового договора еще не гарантирует достойной заработной платы, а также стабильности ее выплаты, – полагает глава компании «СТС Групп» Николай Рыжков. – Рынок труда в России крайне разбалансирован, власти его не контролируют и не стимулируют». Огромный минус сегодняшней политики в области трудовых отношений, на взгляд эксперта, – отсутствие системы трудовой мобильности граждан.

С ним солидарен заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер: «У нас сейчас увеличилось количество номинально занятых, работающих неполный рабочий день и получающих 10–15 тысяч рублей в месяц. То есть по внешним признакам люди работают. Но, в сущности, они – лишние на рынке труда».

Генеральный инспектор труда Союза профсоюзов России Сергей Храмов считает, что на самом деле неполная занятость в настоящее время имеет показатель не 6,3%, как фигурирует в сводках Минтруда, а значительно больше. Люди явно сторонятся центров занятости по той причине, что по открытым вакансиям практически все работодатели ощутимо снизили зарплаты. «По уровням заработных плат – с I квартала 2015 года работодатель, если он не в иностранной юрисдикции, зарплаты однозначно не повышает. Кроме того, активно идет срезание премиальных составляющих», – отметил г-н Храмов в беседе с «НИ».

С другой стороны, работнику невыгодно вставать на учет и получать статус безработного из-за крайне малой величины пособия и действующего запрета иметь хоть какую-то работу, будучи официально зарегистрированным безработным.

"