Posted 16 июня 2015,, 21:00

Published 16 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:40

Updated 8 марта, 03:40

Минус процент

16 июня 2015, 21:00
Как и анонсировали ранее «НИ», в этот понедельник на заседании совета директоров российского Центробанка было принято решение вновь понизить ключевую ставку. На этот раз она была снижена на один процентный пункт – с 12,5% до 11,5%. Эксперты ожидают, что это решение будет способствовать понижению ставок по коммерчески к

Принятое решение руководство ЦБ обосновало «дальнейшим ослаблением инфляционных рисков при сохранении рисков существенного охлаждения экономики». Действительно, за минувшую неделю инфляция замедлилась до 0% – впервые с августа 2014 года, хотя ее годовой показатель все еще остается чрезмерно высоким – 15,8% по итогам мая.

Но в опубликованном вчера «Докладе о денежно-кредитной политике» Центробанк дал новый прогноз на инфляцию, а днем ранее его глава Эльвира Набиуллина отметила, что замедление роста цен идет более быстрыми темпами, чем ожидалось. Так, если еще в марте ЦБ ожидал по итогам 2015 года инфляцию на уровне 12–14%, то теперь он снизил свой прогноз до 10,8%. Мало того, к июню 2016-го инфляция должна снизиться до 7%, а в 2017-м приблизиться к целевому показателю в 4%.

Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отметил в беседе с «НИ», что это неоправданно позитивный прогноз, который исходит из нехитрого тезиса о том, что раз сейчас инфляция снизилась, то, значит, она будет снижаться и дальше. «Как будто не могут возникнуть обстоятельства, которые дадут разворот инфляции. Напомним, что в прошлом году тоже прогнозировались 5%, а в итоге мы имели 11,4%», – сказал эксперт.

Тем не менее «Банк России будет готов продолжить снижение ключевой ставки по мере дальнейшего замедления роста потребительских цен в соответствии с прогнозом, но при этом потенциал смягчения денежно-кредитной политики в ближайшие месяцы ограничен инфляционными рисками», говорится в сообщении регулятора. Иными словами, ЦБ дает рынку сигнал, что хотя и настроен на дальнейшее снижение ставки, проводить его он теперь будет гораздо более сдержанными темпами.

Напомним, что с начала 2015 года ключевая ставка снижалась четыре раза, упав за это время с 17% до нынешних 11,5%. Следующее заседание совета директоров ЦБ запланировано на 31 июля 2015 года. Правда, эксперты уже высказали сомнение, что на этом заседании ставка будет понижена.

По мнению финансового аналитика FxPro Александра Купцикевича, которым он поделился с «НИ», «решение ЦБ – это сигнал, что регулятор не будет спешить со стимулированием экономики, а в первую очередь будет ориентироваться на таргетирование инфляции и финансовую стабильность».

Отметим, что валютный рынок реагировал на снижение ключевой ставки разнонаправленно. Сначала рубль сдал по отношению к иностранной валюте и из-за снижения ставки, и в результате неопределенной динамики нефтяных цен, и под воздействием новостей об очередной эскалации конфликта в Донбассе. Но так как размер ставки в 11,5% уложился в ожидания рынка, то к концу торгов российская валюта отыграла свое падение. Затем рубль продолжил свое укрепление. На 17 июня ЦБ РФ установил официальный курс на уровне 54,04 рубля за доллар, и 61,1 рубля за евро.

Теперь, вслед за ключевой ставкой, рынок ожидает снижение ставок по коммерческим кредитам. В настоящий момент кредиты юридическим лицам выдаются под 20% годовых. Обслуживать такие ставки особенно для предприятий малого и среднего бизнеса весьма затруднительно. И, как сказал «НИ» замдиректора центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов, чтобы дать настоящий стимул отраслям промышленности, ключевую ставку надо было снижать сейчас минимум на 4%.

Правда, обратной стороной снижения ключевой ставки является и уменьшение процентов по вкладам, которое может ударить по интересам клиентов банков.

Между тем, Игорь Николаев предостерег от быстрых ожиданий экономического оживления. «Нельзя просто снизить ставку и сразу получить низкие ставки по кредитам и активизировать экономику. Это так не работает. Есть множество и других факторов – низкий спрос, налоговая нагрузка, геополитическая неопределенность. Их не скорректируешь только одним решением ЦБ», – сказал эксперт.

"