Posted 16 июня 2013,, 20:00

Published 16 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:01

Updated 8 марта, 05:01

Сборное решение

16 июня 2013, 20:00
Глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов предложил ввести новый налог для клиентов интернет-магазинов, заказывающих себе товары из-за границы. По мнению чиновника, эта мера позволит бороться с «почтовыми пробками», а кроме того, даст возможность выполнять планы по сборам в казну, которые ведомство ре
Сюжет
Деньги

Оборот поставок товаров по почте, заказанных во Всемирной паутине, быстро растет – интернет-ритейл в России сегодня переживает бум. При этом российская почта уже не справляется с объемом доставляемых посылок. Следствием этого, в частности, стал «бандерольный коллапс» в апреле, когда на таможенных постах столицы и на аэровокзалах скопилось около 500 тонн зарубежной почты. Получатели последней – российские граждане, купившие товары в зарубежных интернет-магазинах, не могли получить в требуемые сроки свои заказы.

По словам главного таможенника страны, лишь активизировав взаимодействие ФТС и «Почты России», улучшить доставку международных посылок и бандеролей российским заказчикам не удастся – требуются радикальные меры. Преодолевать пиковые нагрузки двум неповоротливым ведомствам и сейчас непросто. А в сентябре, напомнил г-н Бельянинов, произойдет сезонная вспышка деловой активности, начнутся предновогодние заказы, и нагрузка вновь резко возрастет. «Чтобы снять остроту вопроса, надо дать прогнозы роста этой форме почтовой торговли, оценку этого экономического явления и переместить почтовые потоки в другую плоскость. С фискальной составляющей», – сказал Бельянинов.

Напомним, что с импортных товаров, которые поступают в Россию по почте, граждане платят только пошлину. И то лишь в случае, если товар превышает по стоимости тысячу евро.

Но при этом «товары по почте» не облагаются налогами – ни на добавленную стоимость, ни на прибыль. Правительство и ФТС «масштабами интернет-торговли уже озадачены»,– признал Андрей Бельянинов. И ситуацию, считает он, надо как можно скорее законодательно отрегулировать. Правда, какие именно фискальные меры имеются в виду, и как это ускорит работу почты, чиновник не уточнил. Не установлено также, к чему привязывать налогообложение, – к размеру посылок или к их весу, неясно, затронет ли налог физических лиц или будет введен только для юридических. Параметры налогообложения, как и законопроект, обещают разработать к сентябрю.

Понять рвение главы ФТС нетрудно – ведомство недовыполняет план по перечислению сборов в бюджет. За первые пять месяцев 2013 года таможня перечислила в бюджет РФ 2 трлн. 559,46 млрд. рублей, что на 2,3% меньше результата аналогичного периода прошлого года. За подобный провал Андрей Бельянинов получил на прошлой неделе выговор лично от президента Владимира Путина. К этому можно добавить препирательства между таможней и почтовиками. В ходе разбирательства вокруг весеннего коллапса, когда стали скапливаться сотни тонн посылок, почтовое ведомство обвинило в проблеме таможню, поскольку именно последняя, по мнению почтовиков, задерживала посылки при досмотре. «Почта России» требовала, чтобы таможенная служба досматривала посылки круглосуточно, в чем ФТС справиться, как выяснилось, не в состоянии. При этом в 2012 году количество мелких посылок, присылаемых из-за границы, возросло на 103%, а экспресс-отправлений – на 61%, если сравнивать с 2011 годом. Правительство, впрочем, встало на сторону ФТС. Глава «Почты России» Александр Киселев был отправлен в отставку. Однако проблем несвоевременной доставки посылок, заказанных в иностранных интернет-магазинах, это не решило.

Теперь, похоже, власти намерены решить проблему радикально. По логике ФТС, победить приближающийся осенний бум пересылок можно путем введения налога на онлайн-торговлю. Это ударит по потребителю, однако приведет к снижению количества заказов и, как следствие, – к разгрузке почты, полагают таможенники. Однако в таком случае становится непонятным, а в чем собственно заключается функция этого ведомства – в том, чтобы доставлять максимально дешево и в кратчайшие сроки потребителям посылки или препятствовать этому?

Эксперты сомневаются в том, что налоги позволят добиться целей, поставленных ФТС. «Введение налога на посылки приведет лишь к дополнительной волоките и поборам с заказчиков товаров, – сказал «НИ» отраслевой аналитик Анатолий Воронин. – Почта и таможня работать быстрее не станут. Единственным выходом из сложившейся ситуации могла бы стать приватизация и акционирование «Почты России», улучшение логистики. Сейчас проблемы этого ведомства просто пытаются переложить на плечи потребителей».

Что же касается заказчиков, то, как сказал «НИ» один из покупателей интернет-магазинов Виталий Петров, потребители, как и раньше, будут делать заказы, учитывая, что выгода при закупке, например, запчастей для автомобиля в Японии по сравнению с сервисами в России достигает 30%. «Однако налоги существенно осложнят жизнь потребителям и едва ли будут способствовать ускорению доставки посылок», – отметил он.

"