Posted 17 апреля 2016,, 14:11

Published 17 апреля 2016,, 14:11

Modified 8 марта, 02:11

Updated 8 марта, 02:11

Как заморозить нефть

Как заморозить нефть

17 апреля 2016, 14:11
Встречу 18 нефтедобывающих стран, состоявшуюся 17 апреля в столице Катара Дохе, вполне можно назвать долгожданной. Она планировалась с тех самых пор, как в феврале Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла договорились заморозить добычу нефти на уровне января при условии, что другие нефтедобывающие страны присоединя

Встреча открывалась в обстановке интриг, внутри которых переплелись противоречивые интересы арабских нефтяных монархий и возвратившегося на рынок Ирана, находящегося с ними в жесткой геополитической конфронтации и намеренного наверстать упущенные нефтяные прибыли после отмены санкций.

Нефтедобывающие страны, не входящие в ОПЕК, вместе с Россией заинтересованы в том, чтобы нефть подорожала. В то же время сама наша сырьевая экономика оказалась заложником ситуации. С одной стороны, упавшие с лета 2014-го в два раза цены на нефть больно бьют по доходам бюджета, с другой стороны, снижение объемов нефтедобычи также является спорным, поскольку может привести к снижению доли РФ на мировом рынке черного золота.

Между тем буквально за несколько часов до начала встречи в Дохе некоторые ее участники уже анонсировали достижение грядущей договоренности по заморозке добычи нефти. Исполняющий обязанности министра энергетики Кувейта Анас аль-Салех без обиняков заявил, что на саммите давно ожидаемое решение будет принято. А министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев сообщил, что, согласно проекту резолюции встречи, заморозка добычи может продлиться до октября. Однако кто и как будет контролировать уровни добычи, учитывая, что такого механизма пока не существует в принципе, – пока не ясно.

Глава Минэнерго Эквадора Карлос Пареха ранее, правда, поведал, что участники встречи планируют создать специальный комитет, который будет мониторить исполнение обязательств по заморозке добычи. Глава российского Минэнерго Александр Новак был более осторожен в прогнозах. «Заранее ничего не смогу сказать, давайте проведем встречу. Сейчас проект резолюции посмотрят все страны. Пока окончательных решений нет», – сказал он перед началом дохийского саммита.

Основная интрига была связана с непримиримыми позициями Саудовской Аравии и Ирана, область противостояния которых выходит далеко за рамки «нефтяного диалога».

В день открытия саммита министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане сообщил, что положительно относится к предложению о заморозке добычи нефти на уровне января 2016 года, однако по-прежнему намерен восстановить свою долю рынка после снятия санкций с республики. Ранее стало известно, что Иран, планирующий нарастить объем своей добычи до досанкционного уровня в 4 млн. баррелей в сутки, не планирует участвовать в соглашении.

В ответ Саудовская Аравия заявила, что не поддержит ограничения по добыче нефти, если другие производители, включая Иран, не договорятся о заморозке, передало агентство Bloomberg со ссылкой на второго наследного принца и министра обороны Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана. «Если крупнейшие производители не заморозят добычу, мы тоже ее не приостановим. А если мы не заморозим добычу нефти, то будем продавать ее при любой доступной нам возможности», – заявил Салман. Принц добавил, что Эр-Рияд не нуждается в высоких ценах на нефть для поддержания и развития своей экономики. «Рост цен до 60 или 70 долларов за баррель станет сильным толчком для развития. Но это не наша борьба. Это дело тех, кто страдает от низких цен на нефть», – сказал Мухаммед бен Салман.

Саммит в Дохе собрал представителей 18 нефтедобывающих стран. Фото: EPA



Россия явно оказалась в числе наиболее пострадавших от обвала нефтяных котировок государств – наша экономика вошла в состояние затяжной рецессии, а другими драйверами роста, кроме торговли сырьевыми ресурсами, она не располагает.

Впрочем, эксперты скептически относятся к варианту резкого роста цен в результате заморозки квот. «Достижение соглашения в Дохе означает лишь небольшой рост нефтяных котировок, но рынки быстро переключатся на отслеживание степени выполнения квот странами, участвующими в соглашении. В целом нефть вряд ли пробьет рубеж в 50 долларов за баррель в ближайшей перспективе. В течение года куда больший эффект для цен на нефть может иметь динамика добычи в США, а также ситуация с мировым экономическим ростом, прежде всего в Китае», – сказал «НИ» главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.

С тем, что эффект от заморозки может быть лишь ограниченным, в беседе с «НИ» согласился и председатель правления «Евразийского делового союза» (ЕАДС) Виктор Камболов: «Несмотря на возможное решение ряда крупных игроков заморозить добычу нефти, я не вижу в ближайшее время предпосылок для значительного увеличения цен на нефть. Цена на марку Brent будет колебаться в промежутке между 44–44,70 долларов за баррель, и это при самом успешном варианте развития событий. В основе такой оценки лежит то, что участниками встречи в Дохе достигнуты максимумы по добыче и на рынке наблюдается избыточное предложение».

Эксперты единодушны в том, что наиболее ожидаемая реакция рынка – умеренный рост цен, который, впрочем, не будет ощутимым и слишком долгим. «Целевой уровень при таком сценарии – 47–50 долларов за баррель. Российский рубль ожидаемо получит поддержку, пара доллар/рубль опустится ниже 65 рублей, в среднесрочной перспективе, однако, доллар вряд ли подешевеет ниже 60 рублей, так как Минфин запланировал изъятие нефтяных доходов при продаже нефти дороже 50 долларов в Резервный фонд. Рост нефтяных котировок и стабилизация в районе 50 долларов дадут примерно 1% роста ВВП России», – сказал «НИ» руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский. Если этот прогноз осуществится, российской экономике по итогам года вместо роста в лучшем случае удастся лишь достичь давно обещанного чиновниками «дна» и остановить спад.

По расчетам Московского центра Карнеги, доля влияния нефтегазового сектора достигает 67–70% российского ВВП. Поэтому чем выше будут цены на нефть, тем выше вероятность того, что к концу 2016 года падение ВВП замедлится до 0,5–0,7%. Конечно, при условии, что инфляция будет демонстрировать тенденцию к сокращению, что приведет к постепенному снижению темпов падения реальных доходов населения. В конечном итоге это сможет вылиться в рост потребительской активности. «К тому же рост цен на нефть позволит избежать превышения запланированного уровня дефицита бюджета, который формировался из среднегодовой цены барреля в 50 долларов», –сказала «НИ» аналитик ГК Forex Club Ирина Рогова.

С другой стороны, эффект от провала саммита с точки зрения влияния на нефтяные котировки может оказаться весьма ощутимым. «Если никаких договоренностей не будет достигнуто, цены на нефть марки Brent могут довольно быстро снизиться к отметке 35 долларов за баррель, и, возможно, это не будет пределом. На короткое время не исключено и более внушительное падение – к уровню 30 долларов за баррель», – предупреждает г-н Козловский.

"